19 марта 2011 года Герман Греф, глава Сбербанка, обратился в Минэкономразвития с предложением проявить законодательную инициативу и запретить в России проведение каких-либо лотерей, кроме государственных. Никаких исключений для стимулирующих лотерей при этом не делается (Смотрите обзор прессы от МЭР: Сбербанк предлагает запретить в России любые лотереи, кроме государственных).
Таким образом, ещё с одной стороны появилась угроза стимулирующим лотереям (в настоящий момент в Госдуме России уже находится два законопроекта, итогом принятия которых станет ограничение и даже запрет стимулирующих лотерей: Законопроект № 535846-5 и Законопроект № 527712-5).
На этот раз Герман Греф предложил Минэкономразвитию выступить с законодательной инициативой о полном запрете проведения негосударственных лотерей. Это означает, что и стимулирующие лотереи станут историей. Чиновники, строя глобальные планы по спасению России от нелегальных азартных игр, забывают об интересах добросовестных рекламодателей.
Мы продолжаем бороться за выживание рекламных акций, проводимых в форме стимулирующих лотерей и вот наше очередное письмо (ранее мы неоднократно писали в Госдуму России: против Законопроекта 527712-5, против Законопроекта № 535846-5, против Законопроекта № 371628-5).
12 июля 2011 года мы отправили письмо в Минэкономразвития и самом инициатору - Герману Грефу.
Открытое письмо инициативной группы граждан - организаторов стимулирующих лотерей, работников рекламных агентств и рекламодателей
О законодательной инициативе по запрету в России негосударственных лотерей
Согласно сообщению пресс-службы вашего ведомства 19 мая 2011 года глава Сбербанка обратился в Минэкономразвития с предложением проявить законодательную инициативу и запретить проведение в России негосударственных лотерей (всех, включая и стимулирующие).
При подготовке документа мы просим вас учесть права добросовестных товаропроизводителей и поставщиков услуг, и в процессе реформирования лотерейного рынка не лишить их возможностей проводить рекламные розыгрыши призов (стимулирующие лотереи).
Мы понимаем озабоченность государства вопросом ведения нелегальной игорной деятельностью под «прикрытием» лже-стимулирующих лотерей, но совсем запретить их проведение – это значит сделать шаг назад в экономическом развитии общества и серьезно ограничить в развитии малый бизнес.
Настоящим письмом мы хотим доказать, что стимулирующая лотерея – это всегда рекламная акция и ничего более, а также рассказать о важности этого рекламного механизма для российского бизнеса.
Стимулирующая лотерея – это всегда рекламная акция
В связи с упорядочением лотерейной деятельности в России в 2003 году розыгрыши призов, проводимые рекламодателями с целью стимулирования спроса покупателей, были «поставлены на госконтроль». По своей сути такие розыгрыши – это бесплатная для покупателя лотерея. Купил товар, безвозмездно получил лотерейный билет, принял участие в розыгрыше, если повезло – стал обладателем приза.
Исходя из лотерейной сути правоотношений организатора и участника, законодатель включил нормы о регулировании таких розыгрышей в Закон «О лотереях». К сожалению, законодатель не стал называть подобные акции как-нибудь просто, типа: «рекламный розыгрыш призов» или «рекламная лотерея», а был придуман таинственный термин «стимулирующая лотерея». Также, к сожалению, в действующей редакции Закона «О лотереях» не дано точного определения этого термина.
Тем не менее, анализ норм лотерейного и рекламного законодательства позволяет сделать однозначный вывод: стимулирующая лотерея – это всегда рекламная акция и ничего более.
1. Проведение стимулирующей лотереи не является видом экономической деятельности
Во-первых, лотерейным законодательством чётко определено, что за участие в стимулирующей лотерее плата не взимается.
Во-вторых, в справочнике ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007, принятый Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст) такого вида деятельности, как «проведение стимулирующее лотереи» также не предусмотрено.
2. Стимулирующая лотерея – это рекламная акция исходя из совокупности норм лотерейного законодательства
Стимулирующая лотерея – это всего лишь форма проведения ограниченного по времени мероприятия – рекламной акции, так как она всегда связана с реализацией товаров (услуг), призовой фонд формируется за счёт организатора, плата за участие не взимается. Вот важные нормы Закона «О лотереях», которые позволяют сделать такой однозначный вывод:
- Призовой фонд стимулирующей лотереи согласно п. 2 части 3 ст. 3 Закона «О лотереях», формируется за счет средств организатора лотереи.
- Согласно части 1 ст. 16 Закона «О лотереях» договор между организатором стимулирующее лотереи и участником является безвозмездным.
- Согласно части 2 ст. 7 Закона «О лотереях» наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, должно содержаться в уведомлении, подаваемом в уполномоченный орган (соответственно, стимулирующая лотерея всегда связана со стимулированием продажи товара).
- Согласно п. 3 части 2 ст. 7 Закона «О лотереях» организатор обязан представить вместе с уведомлением в уполномоченный орган описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
- Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать 12 месяцев согласно части 4 ст. 7 Закона «О лотереях».
- Для стимулирующих лотерей не предусмотрены нормативы распределения выручки, технико-экономическое обоснование проведение лотереи, обязательная печать лотерейных билетов и другие нормы, предусмотренные для лотерей, в которых взимается плата за участие.
3. Стимулирующая лотерея – это рекламная акция исходя из норм рекламного законодательства
О том, что стимулирующая лотерея – это форма рекламной акции говорит и анализ норм Закона «О рекламе».
Часть 1 ст. 3 Закона «О рекламе» устанавливает, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ст. 9 Закона «О рекламе» устанавливает понятие «стимулирующее мероприятие». Это «стимулирующая лотерея, конкурс, игра или иное подобное мероприятие, условием участия в котором является приобретение определённого товара».
Единственная цель при проведении любых розыгрышей призов, конкурсов среди покупателей товаров – это привлечение внимания к товару, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, любые стимулирующие мероприятия, исходя из смысла Закона «О рекламе», относятся к понятию «реклама».
Для чего бизнесу нужна стимулирующая лотерея?
Такой вид рекламной акции является эффективным инструментом в руках добросовестных товаропроизводителей и поставщиков услуг. Целью проведения такой рекламной кампании является увеличение объема продаж товаров и услуг, а также создание более выгодного предложения по отношению к другим производителям и поставщикам в определенной области в условиях открытой конкуренции. Соответственно организаторами стимулирующих лотерей чаще всего являются молодые компании, представители малого бизнеса. Организация стимулирующей лотереи помогает им не только получить широкую известность и привлечь новых потребителей, но и зачастую просто выжить.
Маркетинговые преимущества стимулирующей лотереи
Стимулирование продаж путём раздачи каких-то призов или бонусов - это крайне важный элемент маркетинговой политики многих товаропроизводителей и поставщиков услуг. И, конечно же, стимулирующие лотереи – это не единственный прием BTL (рекламные технологии, фокусирующиеся на прямой коммуникации с потребителем).
Рекламодатель всегда стоит перед выбором: как ему распределить бюджет акции? Всем покупателям раздать небольшие бонусы или же вручить нескольким, но уже достаточно крупные призы (бытовая техника, автомобили, путешествия). Именно последние акции вызывают наибольший интерес со стороны покупателей. Эти акции могут быть проведены в двух формах: в виде конкурса (участники выполняют творческие задания, победитель определяется мнением конкурсной комиссии или открытым голосованием) или стимулирующей лотереи (победитель определяется случайным образом посредством розыгрыша).
Однако у стимулирующей лотереи перед рекламным конкурсом существуют большие преимущества[1], поэтому, как показывают аналитические исследования, большинство рекламодателей (порядка 68%) делают выбор в пользу именно лотерей. Прочие формы маркетинговых мероприятий менее популярны как среди рекламодателей, так и среди потребителей.
Диаграмма: соотношение форм проведения стимулирующих мероприятий по состоянию на 1 июня 2011 года
Как показывает аналитика, львиная доля стимулирующих лотерей проводится добросовестными рекламодателями. Очень часто подобные акции проводятся в торговых сетях и центрах (13%). Основные товары, с реализацией которых связано проведение подобных акций - это продукты питания (13%), косметика и уход (11%), автомобили и топливо (11%), пиво и алкоголь (11%), сигареты (10%). В числе товаропроизводителей, проводящих розыгрыши призов - крупнейшие мировые и российские бренды (назовём лишь немногих из них: Coca-cola, Pepsi, «M&M’s», Чай "Майский", шоколад "Алёнка", Nokia, LG, Philips, Sony, Глис Кур, Чёрный жемчуг, торговые сети: МЕТРО, ИКЕА, Копейка, РИВ ГОШ, Летуаль, автозаправки Роснефти, ТНК-BP, Газпромнефть).
Стимулирующие лотереи востребованы малым бизнесом
По данным Государственного реестра всероссийских лотерей, размещённого на официальном сайте ФНС РФ (http://www.nalog.ru/) в 2010 году было зарегистрировано 1385 стимулирующих лотерей, причём из них региональных и муниципальных – 1036, что говорит о высокой востребованности данной формы проведения рекламных кампаний среди представителей малого бизнеса.
Причины использования стимулирующей лотереи для прикрытия нелегального игорного бизнеса
Хотелось бы отметить ещё один немаловажный момент. Если посмотреть на судебную практику[2], правоохранительные и уполномоченные органы, которые прилагали соответствующие усилия, на всей территории Российской Федерации вполне успешно штрафовали или закрывали в судебном порядке нелегальные игорные заведения и лотереи, проводимые с нарушением Закона «О лотереях».
Таким образом, возможность легализации игорного бизнеса создаётся не за счёт якобы несовершенства Закона «О лотереях», а только за счёт недостаточно сильной практики применения законодательства правоохранительными органами.
На основании вышеизложенного, мы
ПРОСИМ:
При подготовке законодательной инициативы в области реформирования лотерейного рынка:
1. Оставить действующие нормы, регулирующие проведение стимулирующих лотерей, то есть не распространять запрет в проведении негосударственных лотерей и на стимулирующие.
2. Либо предусмотреть в лотерейном и/или рекламном законодательстве новые нормы, позволяющие добросовестным рекламодателям проводить рекламные розыгрыши, который в настоящий момент отнесены действующим законодательством к понятию «стимулирующая лотерея».
г. Москва
12.07.2011 года
[2] Примеры успешной судебной практики по пресечению деятельности по проведению азартных игр под прикрытием стимулирующей лотереи на основании действующего законодательства: Постановление ФАС Центрального округа № А68-12020/2009 от 02.08.2010, Решение Арбитражного суда Пермского края № А50-6997/2010 от 16.04.2010 года, Решение Арбитражного суда Челябинской области № А76-4615/2009-63-239 от 16.04.2010, Решение Арбитражного суда Красноярского края 07 июля 2009 г. № А33-10131/2009, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2009 г. № А53-1254/2009, Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2008 № А64-4459/08-7, Постановление ФАС Поволжского округа от 10.02.2009 г. № А72-5256/2008