Смотрите наш отчёт о борьбе с Законопроектом № 525712-5
В Государственную Думу
Российской Федерации
Комитет по бюджету и налогам
ул. Охотный ряд, д. 1, Москва, 103265
от инициативной группы граждан
ул. Ильника, д. 4, п/я 36, Москва, 109012
Открытое письмо инициативной группы граждан -
работников рекламных агентств и рекламодателей
(отзывы и предложения к Законопроекту № 527712-5)
Уважаемые депутаты и работники аппарата Государственной Думы!
Настоящее письмо ставит перед собой целью обратить ваше внимание на законопроект, находящийся в настоящий момент в Госдуме, принятие которого серьёзно нарушит права добросовестных рекламодателей России. Письмо отражает мнение по данному вопросу многочисленных организаторов стимулирующих лотерей, являющихся производителями или реализаторами товаров и услуг.
О законопроекте, запрещающем проведение стимулирующих лотерей
08 апреля 2011 года в Государственную Думу Российской Федерации поступил проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с запретом на проведение негосударственных лотерей", подготовленный Депутатами Государственной Думы И. В. Лебедевым, М. С. Рохмистровым, С. В. Ивановым (далее - Законопроект № 527712-5). Основной смысл этого законопроекта - монополизация лотерейной деятельности государством, а именно введение в России в действие запрета на осуществление деятельности по организации и проведению негосударственных лотерей, к коим относятся согласно ч. 3 ст. 3 ФЗ РФ № 138-ФЗ от 11 ноября 2011 года «О лотереях» в действующей редакции и стимулирующие лотереи.
19 мая 2011 года Совет ГД РФ назначил ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам) и уполномочил его подготовить Законопроект № 527712-5 к рассмотрению депутатами на первом чтении на осенней сессии (сентябрь 2011 года).
Как заявлено в Пояснительной записке к Законопроекту № 527712-5 «разрешенные в последнее время негосударственные лотереи направлены не на сбор средств на социальные нужды, а на личное обогащение отдельных личностей, организующих такие лотереи. Особенно это касается стимулирующих лотерей, носящих, в том числе, рекламный характер». Анализ пояснительной записки показывает, что субъект права законодательной инициативы считает стимулирующие лотереи вредной и бессмысленной с социальной точки зрения деятельностью, которую следует запретить с целью недопущения использования этого института права для обогащения организаторов лотерей (как стимулирующих, для участия в которых плата не вносится, так и обычных, участие в которых сопряжено с внесением платы).
О сути понятия "стимулирующая лотерея"
Стоит отметить, что опасения депутатов, направивших Законопроект № 527712-5 на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, возможно актуальны именно для обычных лотерей (участие в которых является платным), о чем свидетельствует в первую очередь ссылка в пояснительной записке на несправедливые с точки зрения инициаторов рассмотрения Законопроекта № 527712-5 существующие в настоящее время принципы распределения выручки от проведения лотерей, согласно которым только лишь 10% (против 40% предлагаемых Законопроектом № 527712-5) от выручки от проведения лотерей должны направляться на социально значимые объекты и мероприятия.
Однако стоит отметить, что стимулирующие лотереи не предполагают получения выручки от их проведения, ведь для участия в них участник не должен вносить плату, при этом положительный эффект для организатора стимулирующей лотереи достигается именно за счет увеличения объема продаж товара (услуги), реализуемого (оказываемой) таким организатором. Т. е. не стоит забывать о том, что стимулирующая лотерея - это, в первую очередь, вид рекламной акции, а не мероприятие, призванное принести прямую прибыль его организатору, как действительно имеет месть быть в случае с теми лотереями, плата за участие в которых вносится участниками.
Указанное выше прямо вытекает из положений Закона «О лотереях», регламентирующих порядок организации и проведения этого вида лотерей (п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 16 Закона "О лотереях" определяют, что проведение стимулирующей лотереи обязательно должно быть связано с реализацией товаров или услуг), а также прямо установлено в статье 9 Закона "О рекламе".
Стимулирующая лотерея – это, прежде всего, форма рекламной акции, направленная на повышение продаж товаров и услуг. Сходство с обычными лотереями она имеет только лишь в способе определения победителей (метод случайного выбора), поэтому допустимо, на наш взгляд, исключить данный институт из закона о лотереях, который регулирует особый вид деятельности – лотерейный. Стимулирующая лотерея не представляет из себя отдельно взятый вид деятельности, из которой извлекается прибыль, как из таковой, являясь вспомогательным инструментом при проведении рекламной кампании. Исходя из этого, стимулирующую лотерею вероятно правильнее было бы отнести к деятельности в области рекламы и включить в Закон "О рекламе", как особый вид рекламы, либо же создать вспомогательный нормативный правовой акт, регулирующий данную сферу.
В том случае, если Законопроект № 527712-5 пройдёт все стадии согласования и приобретёт силу закона, тысячи рекламодателей нашей страны[1] будут лишены эффективного, широко используемого во всём мире рекламного инструмента, а именно - возможности стимулировать сбыт товаров посредством проведения среди покупателей розыгрышей призов.
Стимулирование продаж путём раздачи каких-то призов или бонусов - это крайне важный элемент маркетинговой политики многих товаропроизводителей. И, конечно же, стимулирующие лотереи – это не единственный прием BTL (рекламные технологии, фокусирующиеся на прямой коммуникации с потребителем).
Рекламодатель всегда стоит перед выбором: как ему распределить бюджет акции? Всем покупателям раздать небольшие бонусы или же вручить нескольким, но уже достаточно крупные призы (бытовая техника, автомобили, путешествия). Именно последние акции вызывают наибольший интерес со стороны покупателей. Эти акции могут быть проведены в двух формах: в виде конкурса (участники выполняют творческие задания, победитель определяется мнением конкурсной комиссии или открытым голосованием) или стимулирующей лотереи (победитель определяется случайным образом посредством розыгрыша).
Однако у стимулирующей лотереи перед рекламным конкурсом существуют большие преимущества[2], поэтому, как показывают аналитические исследования[3], большинство рекламодателей (порядка 68%) делают выбор в пользу именно лотерей. Прочие формы маркетинговых мероприятий менее популярны как среди рекламодателей, так и среди потребителей.
Также следует отметить, что иные формы стимулирующих мероприятий (игры, викторины, конкурсы) вообще никак не регулируются действующим законодательством, за исключением упоминания конкурсов в главе 57 Гражданского кодекса РФ, а также регулирование рекламы стимулирующих мероприятий кратко регламентируется статьей 9 Закона "О рекламе".
Как показывает аналитика[4], львиная доля стимулирующих лотерей проводится добросовестными рекламодателями. Очень часто подобные акции проводятся в торговых сетях и центрах (13%). Основные товары, с реализацией которых связано проведение подобных акций - это продукты питания (13%), косметика и уход (11%), автомобили и топливо (11%), пиво и алкоголь (11%), сигареты (10%). В числе товаропроизводителей, проводящих розыгрыши призов - крупнейшие мировые и российские бренды (назовём лишь немногих из них: Coca-cola, Pepsi, «M&M’s», Чай "Майский", шоколад "Алёнка", Nokia, LG, Philips, Sony, Глис Кур, Чёрный жемчуг, торговые сети: МЕТРО, ИКЕА, Копейка, РИВ ГОШ, Летуаль, автозаправки Роснефти, ТНК-BP, Газпромнефть).
Законопроект нарушает конституционные права граждан и затрагивает интересы государства
В условиях рыночной экономики добросовестная реклама товаров – это один из важнейших принципов функционирования добросовестной конкуренции, что в свою очередь является основой свободной экономической деятельности, гарантированной статьей 34 Конституции РФ. Ограничения конкуренции той же 34-й статьей КРФ допускается лишь в случае ее недобросовестности. Изначально же конкурирование между субъектами в виде проведения рекламной акции в форме стимулирующей лотереи не является недобросовестной конкуренцией, соответственно запрет одной из форм добросовестной конкуренции – это нарушение основных прав и свобод конституционного строя РФ.
Таким образом, субъект права законодательной инициативы предлагает решить нарушение прав граждан в одной области (монополизация лотерей, связанных с внесением платы за участие в них) путём ущемления прав граждан в другой области (свобода выбора формы законной рекламы, право на участие в розыгрыше призов).
Запрещая проведение стимулирующих лотерей, мы перекроем широкий канал общения производителя напрямую с потребителем, где потребитель остается довольный, получая призы: от малозначительных подарков до дорогостоящих автомобилей, в то время как производитель добивается главной своей цели – увеличения продаж, что в свою очередь также положительно сказывается на экономике государства.
К тому же запрет проведения рекламных акций в форме стимулирующих лотерей откинет нашу страну на целый шаг назад по сравнению с Западом, где такие мероприятия проводятся ежедневно, но и контролируются соответствующим образом со стороны государства. Что может негативно сказаться на имидже нашей страны, особенно, с учётом планов вступления в ВТО.
Мы согласны с тем, что возможно для целей направления на социально значимые объекты и мероприятия больших средств от выручки от проведения лотерей, а также повышения доверия обывателей к проводимым в России лотереям (с взиманием платы за участие в них), и стоит ввести государственную монополию на осуществление деятельности по организации таких платных лотерей, а также продолжать совершенствование действующего законодательства РФ.
Подводя итоги, мы ещё раз хотим отметить, что стимулирующие лотереи – это не отдельный вид деятельности, приносящий прибыль, а лишь инструмент в руках производителя и продавца, позволяющий эффективно увеличить продажи товаров и услуг, повысив при этом лояльность потребителя. Запретив такую форму рекламной акции, мы лишь добьемся снижения оборота продаж и спад активности на рынке товаров и услуг.
На основании вышеизложенного, мы
ПРОСИМ:
1. При рассмотрении Законопроекта № 527712-5 в первом чтении, учесть интересы рекламодателей, товаропроизводителей и поставщиков услуг России, и в принятии норм, устанавливающих запрет в проведении и организации стимулирующих лотерей, отказать, а именно:
- не принимать пункт а) части 4, а также части 9 и 11 статьи 1 Законопроекта № 527712-5, исключающими возможность проведения стимулирующих лотерей в рамках ФЗ РФ № 138-ФЗ от 11 ноября 2011 года «О лотереях», при этом указав на возможность проведения негосударственных стимулирующих лотерей;
- оставить в силе нормы действующего ФЗ РФ № 138-ФЗ от 11 ноября 2011 года «О лотереях», регламентирующие порядок организации и проведения стимулирующих лотерей.
г. Москва
16.06.2011
Организатор инициативной группы граждан
руководитель рекламного агентства ООО «РСЛ»
Новикова С. И.
|