Действующее законодательство на данный вопрос однозначно не отвечает. Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон о легализации), регулируются отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Альтернативная позиция: организатор стимулирующей лотереи на учёт в Росфинмониторинг вставать не должен
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом согласно ст. 5 Закона о легализации относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме. Лексически данная формулировка «и иные» говорит о том, что законодатель имеет ввиду лотереи, указанные в Законе о легализации, которые относятся к играм, основанным на риске, стимулирующие лотереи к последним же не относятся.
Хотя в законе и нет четкого определения стимулирующей лотереи, есть ряд исключений для стимулирующих лотерей, принципиально отличающих их от простых лотерей (будем их так называть для удобства различий). Например, призовой фонд стимулирующей лотереи согласно №2) пункта 3 ст. 3 Закона о лотереях, формируется за счет средств организатора лотереи, а право на участие не связано с внесением платы. Напротив, согласно пункту 2 ст. 7 Закона о Лотереях, лицо становится участником стимулирующей лотереи только в случае приобретения товара (услуги).
Из чего можно сделать вывод, что стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, так как участник такой лотереи не несет риск утраты имущества в случае невыигрыша, на том основании, что плата за участие не вносится, а само участие в стимулирующей лотерее является дополнительной лояльностью со стороны производителя/реализатора товаров/услуг, нацеленной на привлечение потребителя. Данная позиция выражена также и в ряде писем: Минфина РФ от 14.11.2007 № 03-04-06-01/392 и от 20.02.2009 № 03-04-06-01/37, ФНС России от 16.07.2009 № 3-5-04/1040@, от 02.03.2006 № 04-1-03/115, УФНС России по г. Москве от 05.05.2009 № 20-14/4/043690@.
Позиция Росфинмониторинга: встать на учёт обязаны
Однако Росфинмониторинг придерживается другого мнения. 8 августа 2008 года было опубликовано Информационное письмо №1, где в пункте 4 Росфинмониторинг ссылается на то, что лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея), относится к одному из видов лотерей, установленных статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях", а следовательно подпадает под действие статьи 5 Закона о легализации.
По неофициальным устным разъяснениям сотрудников Росфинмониторинга встать на учёт надо в течение одного месяца после даты получения права на проведение стимулирующей лотереи (согласно законодательству о незаконной легализации организации, обязанные организовывать внутренний контроль, обязаны вставать на учёт в Росфинмониторинг в течение одного месяца после даты регистрации). Далее, после окончания лотереи, организатор может подать документы на снятие с учёта.
Ответственность за нарушения законодательства о незаконной легализации
Как вывод из всего вышесказанного у организатора стимулирующей лотереи есть два выхода: встать на учет и выполнять требования Закона о легализации, либо ждать проверки, попробовать отстоять свои права в суде и в худшем случае заплатить штраф. Размеры и виды ответственности за несоблюдение Закона о легализации регулируется статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушений:
П.п.
|
Объективная сторона правонарушения
|
Ответственность, предусмотренная для должностных лиц
|
Ответственность, предусмотренная для юридических лиц
|
1
|
Нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган
|
от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей
|
от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
|
2
|
Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи
|
от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей
|
от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей
|
3
|
Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма
|
от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года
|
от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток
|
4
|
Непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю
|
от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года
|
от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток
|
5
|
Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния
|
от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет
|
от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
|
Процедура соблюдения законодательства о незаконной легализации
В случае, если Вы все же решили пройти процедуру постановки на учет в Росфинмониторинге, то Вас ждет следующая процедура:
1. Необходимо заполнить Заявление о постановке на учёт в Росфинмониторинг в свободной форме.
2. Необходимо заполнить карту постановки на учет по определенной форме (нотариально заверенная).
3. Сформировать правила внутреннего распорядка. Это самый сложный момент в процедуре постановки на учет. Дело в том, что разработать правила внутреннего контроля, которые удовлетворили бы Росфинмониторинг, не так легко. Правила должны быть разработаны в соответствии с действующим законодательством, а также соответствовать специфике деятельности компании. В противном случае будет вынесен отказ в постановке на учет и у Организации будет всего пять дней на то, чтобы исправить недочеты, указанные в отказе и предоставить документы еще раз. Никаких конкретных требований или рекомендаций по разработке правил на данный момент не существует, поэтому, указанные ниже основание отказа в согласовании правил внутреннего контроля очень общие толкуются уполномоченным органом достаточно широко.
4. Назначить ответственное лицо за выполнение правил внутреннего распорядка. Требования, предъявляемые к ответственному лицу:
- наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями действующего законодательства.
5. Подать в Росфинмониторинг все вышеуказанные документы.
Росфинмониторинг обязан в течение 15 дней рассмотреть заявление о согласовании Правил внутреннего контроля, после чего согласовать правила, либо направить уведомление, содержащее мотивированный отказ в согласовании правил. Отказ в согласовании представленных документов может быть лишь в двух случаях:
а) не представлен полный комплект требуемых документов;
б) представленные документы не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
6. Организация обязана в течение 5 дней с момента получения такого уведомления исправить выявленные нарушения и донести документы в Росфинмониторинг.
После постановки на учет в Росфинмониторинге у организации возникает ряд обязанностей:
1. Обязательное прохождение обучения и повышения квалификации должностным лицом, ответственным за исполнение правил внутреннего распорядка.
2. Ежегодно ответственное лицо обязано составлять программу обучения сотрудников организации, а также проводить вводный инструктаж и дальнейшее обучение новых сотрудников при приеме на работу. Требования о прохождении обучения и инструктажа закреплены в Приказе Росфинмониторинга № 203 от 03.08.2010.
3. Организация обязана также сообщать в Росфинмониторинг о всех сделках, совершенных на сумму более 600 000 р. и некоторых других операциях и сделках, возникающих при ведении текущей деятельности.
Мы поможем встать на учёт в Росфинмониторинге организаторам стимулирующих лотерей
Наша компания может помочь вам пройти процедуру по постановке на учет в Росфинмониторинг. Стоимость услуги составляет 33 000 рублей.
Часто задаваемые вопросы в связи с постановкой на учет в Росфинмониторинг.
------------------------------------------------------------
© Александра Маллин
Электронный журнал "Русские Лотереи" издание № 113 от 22.04.2011 года
При использовании текста указывать автора и давать активную ссылку на сайт www.rusloterei.ru
Обсудить эту статью
К списку статей
|