Мы благодарим всех, кто откликнулся на наш призыв выразить протест Законопроекту № 371628-5, устанавливающему запрет стимулирующих лотерей в России.
Здесь мы отчитываемся о выполненной работе.
А вот и сам текст открытого письма:
В Государственную Думу Российской Федерации
ул. Охотный ряд, д. 1, Москва, 103265
от инициативной группы граждан
ул. Ильника, д. 4, п/я 36, Москва, 109012
|
Открытое письмо инициативной группы граждан - работников рекламных агентств и рекламодателей, а также участников стимулирующих лотерей
(отзывы и предложения к Законопроекту № 371628-5)
Уважаемые депутаты и работники аппарата Государственной Думы!
Настоящее письмо ставит перед собой целью обратить ваше внимание на законопроект, который Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам готовит к первому чтению на сессии января 2011 года. Принятие этого законопроекта серьёзно нарушит права добросовестных рекламодателей России. Письмо отражает мнения, отзывы и предложения по данному законопроекту многочисленных участников и организаторов стимулирующих лотерей, а также рекламных агентств, сопровождающих подобные акции.
О законопроекте, запрещающем проведение стимулирующих лотерей
В мае 2010 года в Государственную Думу Российской Федерации поступил проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы «О лотереях» и «О рекламе»" Ярославской областной Думы (далее - Законопроект № 371628-5). Основной смысл этого законопроекта - запрет в России деятельности по организации и проведению стимулирующих лотерей.
Как заявлено в Пояснительной записке к Законопроекту № 371628-5 «В настоящее время процедура проведения стимулирующей лотереи, предусмотренная федеральным законом, создает возможность легализации игорного бизнеса с использованием модифицированного оборудования, что влечет массовое нарушение прав граждан, является основой для криминальных проявлений». Анализ пояснительной записки показывает, что субъект права законодательной инициативы считает стимулирующие лотереи вредной и бессмысленной с социальной точки зрения деятельностью, которую следует запретить с целью недопущения использования этого института права деятелями игорного бизнеса.
О сути понятия "стимулирующая лотерея"
Действительно, проблема проведения азартных игр под прикрытием стимулирующих лотерей крайне актуальна. Однако не стоит забывать, что стимулирующая лотерея - это, в первую очередь, вид рекламной акции.
Это прямо вытекает из положений Закона «О лотереях», регламентирующих порядок организации и проведения этого вида лотерей (п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 16 Закона "О лотереях" определяют, что проведение стимулирующей лотереи обязательно должно быть связано с реализацией товаров или услуг), а также прямо установлено в статье 9 Закона "О рекламе".
В том случае, если Законопроект № 371628-5 пройдёт все стадии согласования и приобретёт силу закона, тысячи рекламодателей нашей страны[i] будут лишены эффективного, широко используемого во всём мире рекламного инструмента, а именно - возможности стимулировать сбыт товаров посредством проведения среди покупателей розыгрышей призов.
Маркетинговые преимущества стимулирующей лотереи
Стимулирование продаж путём раздачи каких-то призов или бонусов - это крайне важный элемент маркетинговой политики многих товаропроизводителей. И, конечно же, стимулирующие лотереи – это не единственный прием BTL (рекламные технологии, фокусирующиеся на прямой коммуникации с потребителем).
Рекламодатель всегда стоит перед выбором: как ему распределить бюджет акции? Всем покупателям раздать небольшие бонусы или же вручить нескольким, но уже достаточно крупные призы (бытовая техника, автомобили, путешествия). Именно последние акции вызывают наибольший интерес со стороны покупателей. Эти акции могут быть проведены в двух формах: в виде конкурса (участники выполняют творческие задания, победитель определяется мнением конкурсной комиссии или открытым голосованием) или стимулирующей лотереи (победитель определяется случайным образом посредством розыгрыша).
Однако у стимулирующей лотереи перед рекламным конкурсом существуют большие преимущества[ii], поэтому, как показывают аналитические исследования[iii], большинство рекламодателей (порядка 64%) делают выбор в пользу именно лотерей. Прочие формы маркетинговых мероприятий менее популярны как среди рекламодателей, так и среди потребителей
Также следует отметить, что иные формы стимулирующих мероприятий (игры, викторины, конкурсы) вообще никак не регулируются действующим законодательством, за исключением упоминания конкурсов в главе 57 Гражданского кодекса РФ, а также регулирование рекламы стимулирующих мероприятий кратко регламентируется статьей 9 Закона "О рекламе".
Как показывает аналитика, львиная доля стимулирующих лотерей проводится добросовестными рекламодателями. Очень часто подобные акции проводятся в торговых сетях и центрах (13%). Основные товары, с реализацией которых связано проведение подобных акций - это продукты питания (13%), косметика и уход (11%), автомобили и топливо (11%), пиво и алкоголь (11%), сигареты (10%). В числе товаропроизводителей, проводящих розыгрыши призов - крупнейшие мировые и российские бренды (назовём лишь немногих из них: Coca-cola, Pepsi, «M&M’s», Чай "Майский", шоколад "Алёнка", Nokia, LG, Philips, Sony, Глис Кур, Чёрный жемчуг, торговые сети: МЕТРО, ИКЕА, Копейка, РИВ ГОШ, Летуаль, автозаправки Роснефти, ТНК-BP, Газпромнефть). Всё больше и больше к такому виду стимулирования сбыта прибегает и малый, региональный бизнес (833 региональных стимулирующих лотерей было зарегистрировано в ЕГРЛ за 10 месяцев 2010 года).
Законопроект нарушает конституционные права граждан и затрагивает интересы государства
В условиях рыночной экономики добросовестная реклама товаров – это один из важнейших принципов функционирования добросовестной конкуренции, что в свою очередь является основой свободной экономической деятельности, гарантированной статьей 34 Конституции РФ. Ограничения конкуренции той же 34-й статьей КРФ допускается лишь в случае ее недобросовестности. Изначально же конкурирование между субъектами в виде проведения рекламной акции в форме стимулирующей лотереи не является недобросовестной конкуренцией, соответственно запрет одной из форм добросовестной конкуренции – это нарушение основных прав и свобод конституционного строя РФ.
Запрещая проведение стимулирующих лотерей, мы перекроем широкий канал общения производителя напрямую с потребителем, где потребитель остается довольный, получая призы: от малозначительных подарков до дорогостоящих автомобилей, в то время как производитель добивается главной своей цели – увеличения продаж, что в свою очередь также положительно сказывается на экономике государства.
Таким образом, субъект права законодательной инициативы предлагает решить нарушение прав граждан в одной области (ограничение азартных игр) путём ущемления прав граждан в другой области (свобода добросовестной конкуренции, свобода выбора формы законной рекламы, право на участие в розыгрыше призов).
К тому же запрет проведения рекламных акций в форме стимулирующих лотерей откинет нашу страну на целый шаг назад по сравнению с Западом, где такие мероприятия проводятся ежедневно, но и контролируются соответствующим образом со стороны государства. Что может негативно сказаться на имидже нашей страны, особенно, с учётом планов вступления в ВТО.
Судебная практика в области нелегального проведения азартных игр под прикрытием стимулирующих лотерей
Хотелось бы отметить ещё один немаловажный момент. Если посмотреть на судебную практику[iv], складывающуюся на момент внесения Законопроекта № 371628-5 и до настоящего времени, правоохранительные и уполномоченные органы, которые прилагали соответствующие усилия, на всей территории Российской Федерации вполне успешно штрафовали или закрывали в судебном порядке нелегальные игорные заведения и лотереи, проводимые с нарушением Закона «О лотереях».
Таким образом, возможность легализации игорного бизнеса создаётся не за счёт якобы несовершенства Закона "О лотереях", а только за счёт недостаточно сильной практики применения законодательства правоохранительными органами.
Предложения по совершенствованию действующего законодательства
Мы согласны с тем, что в целях предотвращения злоупотреблений данной формой рекламных акций со стороны организаторов игорных заведений, необходимо не только улучшать работу правоохранительных органов, но и продолжать совершенствование действующего законодательства.
В первую очередь, необходимо совершенствовать понятийный аппарат Закона "Об азартных играх", а также внести в Кодекс об административных правонарушениях более внятные и серьёзные финансовые санкции по отношению к организаторам нелегальных азартных игр.
Далее, вполне возможно, что необходимо более детально урегулировать порядок проведения стимулирующих лотерей, регламентировать более подробно способ подачи заявок на участие в розыгрыше, процесс проведения розыгрыша (например, ограничить круг лиц, имеющих право быть членами тиражной комиссии), регламентировать процесс подачи отчетности с приложением необходимых подтверждающих документов и т.д.
Стимулирующая лотерея – это, прежде всего, форма рекламной акции, направленная на повышение продаж товаров и услуг. Сходство с обычными лотереями она имеет только лишь в способе определения победителей (метод случайного выбора), поэтому допустимо, на наш взгляд, исключить данный институт из закона о лотереях, который регулирует особый вид деятельности – лотерейный. Стимулирующая лотерея не представляет из себя отдельно взятый вид деятельности, из которой извлекается прибыль, как из таковой, являясь вспомогательным инструментом при проведении рекламной кампании. Исходя из этого, стимулирующую лотерею вероятно правильнее было бы отнести к деятельности в области рекламы и включить в Закон "О рекламе", как особый вид рекламы, либо же создать вспомогательный нормативный правовой акт, регулирующий данную сферу.
Было бы целесообразно также конкретизировать положения о конкурсах и иных формах рекламных акций, не относящихся по своей сути ни к конкурсам, ни к стимулирующим лотереям.
Недостатки Законопроекта № 371628-5
Анализ Пояснительной записки к Законопроекту № 371628-5 позволяет говорить о том, что субъект права законодательной инициативы плохо понимает суть стимулирующей лотереи.
Так, в Пояснительной записке указано, что «организаторы стимулирующей лотереи не несут обязанности по целевым отчислениям на финансирование социально значимых объектов и мероприятий, а также по осуществлению благотворительной деятельности». Действительно. Закон «О лотереях» обременяет отчислениями на социальные нужды выручку от продажи лотерейных билетов традиционных, платных лотерей. К стимулирующим лотереям подобного не установлено. Но эти и правильно, ведь участие в стимулирующей лотереи носит безвозмездный характер. Было бы странно заставлять рекламодателей производить отчисления социального характера при проведении какого-то одного вида рекламной акции. Таким образом, депутаты Ярославской Думы демонстрируют отсутствие понимания специфики стимулирующих лотерей.
Также в Пояснительной записке приведены не соответствующие действительности факты: «При этом при проведении стимулирующих лотерей декларируются важные для населения цели и мероприятия (развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства, социальной поддержки населения), что вводит в заблуждение граждан, является основой недобросовестной конкуренции, создает основу для массового мошенничества». На самом деле, Закон «О лотереях» подобных положений не содержит, поэтому выводы о том, что положения о стимулирующей лотерее являются основой для недобросовестной конкуренции, ошибочны.
Законопроект № 371628-5 несовершенен и с точки зрения юридической техники:
- Во-первых, он устанавливает срок прекращения деятельности по организации и проведению стимулирующих лотерей до 1 июля 2010 года (срок прекращения уже истёк).
- Во-вторых, Законопроект № 371628-5 изымает из российского правого поля понятие «стимулирующая лотерея» и далее становится судьба розыгрышей, проводимых в рамках рекламных акций, становится неопределённой. С одной стороны, так как ранее такие розыгрыши относились к понятию «стимулирующая лотерея», они находятся под запретом. С другой стороны, в случае принятия изменений, понятия «стимулирующая лотерея» более не существует, а значит, запрет на розыгрыши, в которых не взимается плата за участие, уже не распространяется. Таким образом, подобное изменение законодательства о лотереях влечёт возникновение юридического противоречия, над разрешением которого придётся работать российской судебной системе.
Почему законопроект уже потерял свою актуальность
Более того, Законопроект № 371628-5 в настоящий момент уже потерял свою актуальность. 10 августа 2010 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 27.07.2010 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях"" (далее - ФЗ № 214-ФЗ от 27.07.2010). Указанный закон:
- установил требования к лотерейному оборудованию,
- запретил использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей.
Эти нормы призваны оградить стимулирующие лотереи от возможности использования этой правовой конструкции в качестве прикрытия для нелегального игорного бизнеса.
Подводя итоги, мы ещё раз хотим отметить, что стимулирующие лотереи – это не отдельный вид деятельности, приносящий прибыль, а лишь инструмент в руках производителя и продавца, позволяющий эффективно увеличить продажи товаров и услуг, повысив при этом лояльность потребителя. Запретив такую форму рекламной акции, мы лишь добьемся снижения оборота продаж и спад активности на рынке товаров и услуг.
На основании вышеизложенного, мы
ПРОСИМ:
1. В соответствии с п. 2 ст. 110 Регламента Государственной Думы в связи с тем, что Законопроект № 371628-5 внесён по тому же вопросу, по которому был принят ФЗ № 214-ФЗ от 27.07.2010, Законопроект № 371628-5 не рассматривать и возвратить субъекту права законодательной инициативы по мотивам принятия аналогичного законопроекта.
2. В том случае, если невозможно применение формальных оснований, указанных в предыдущем пункте, убедительно просим при рассмотрении Законопроекта № 371628-5 в первом чтении, учесть интересы рекламодателей России и в принятии норм, определяющих запрет в проведении и организации стимулирующих лотерей, отказать.
г. Москва
09.11.2010 года
Организатор инициативной группы граждан
Новикова С.И.
[i] По данным Всероссийского государственного реестра лотерей (далее - ВГРЛ), который ведёт ФНС России, за 10 месяцев 2010 года в России зарегистрировано 1175 стимулирующих лотерей.
[ii] Маркетинговые преимущества стимулирующей лотереи: в лотерее от участников требуется минимум усилий, в то время как участник конкурса должен выполнить определённое творческое задание, что делает конкурсы менее популярными у потребителей; в лотерее победитель определяется случайным образом, а победители конкурса определяются на основании решения конкурсной комиссии, присутствующий человеческий фактор и зависящее от него мнение также отпугивает потенциальных покупателей; права участников более защищены при проведении именно стимулирующих лотерей, так как государство строго контролирует проведение стимулирующих лотерей (тем же самым Законом "О лотереях", КоАП РФ), прочие же акции законом практически не регламентированы.
[iv] Примеры успешной судебной практики по пресечению деятельности по проведению азартных игр под прикрытием стимулирующей лотереи на основании действующего законодательства: Постановление ФАС Центрального округа № А68-12020/2009 от 02.08.2010, Решение Арбитражного суда Пермского края № А50-6997/2010 от 16.04.2010 года, Решение Арбитражного суда Челябинской области № А76-4615/2009-63-239 от 16.04.2010, Решение Арбитражного суда Красноярского края 07 июля 2009 г. № А33-10131/2009, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2009 г. № А53-1254/2009, Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2008 № А64-4459/08-7, Постановление ФАС Поволжского округа от 10.02.2009 г. № А72-5256/2008
|