+7 495 /143-14-15

info@rusloterei.ru

наши блоги:
Instaport
фyoutube icon main В iOS 6 не будет приложения YouTube
Требования к рекламе стимулирующих мероприятий и лотерей

Требования, которые Закон «О рекламе» предъявляет к рекламе стимулирующих мероприятий

Юридическое регулирование сферы рекламы в России осуществляется Федеральным Законом РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»). Закон содержит общие требования к рекламе, которые также распространяются и на рекламу стимулирующих мероприятий (стимулирующая лотерея, конкурс, игра, иное мероприятие, условием участия в которых является приобретение товара).

Помимо общих положений Закон «О рекламе» предъявляет особые требования к рекламе:

1. Стимулирующие мероприятия:

1.1. Статья 5 Закона «О рекламе» (подпункт 15 пункта 5) устанавливает квалифицирующие признаки недобросовестности рекламы стимулирующих мероприятий. Недобросовестной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о:

· правилах и сроках проведения стимулирующего мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем,

· количестве призов или выигрышей по его результатам,

· сроках, месте и порядке их получения,

· а также об источнике информации о таком мероприятии.

1.2. Статья 9 Закона «О рекламе» определяет, что в рекламе, содержащей сведения о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны:

· сроки проведения такого мероприятия;

· источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

2. Стимулирующие лотереи:

2.1. Статья 27 (пункт 1) Закона «О рекламе» определяет, что реклама основанных на риске игр (а согласно статье 1063 ГК РФ лотерея – это игра, основанная на риске) не должна:

· обращаться к несовершеннолетним;

· создавать впечатление, что участие в лотерее является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;

· содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;

· содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями лотереи, но выигрыши не получили;

· содержать утверждения о том, что участие в лотерее имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;

· осуждать неучастие в лотерее;

· создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано.

2.2. Согласно пункту 5 статьи 27 Закона «О рекламе» реклама основанных на риске игр (включая лотереи) должна содержать:

· указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения лотереи;

· источник информации об организаторе лотереи, о призовом фонде, о количестве призов или выигрышей, о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.

Дополнительные требования к аферте стимулирующего мероприятия

В том случае, если реклама содержит предложение о заключении договора с организатором стимулирующей лотереи, то в соответствии с пунктом 3 статьи 1063 ГК РФ, такая реклама должна включать условия

· о сроке проведения игр и
· порядке определения выигрыша и его размере.

Дополнительные требования к объявлению о публичном конкурсе

В соответствии с пунктом 3 статьи 1057 ГК РФ объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие:

· существо задания,
· критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений,
· место, срок и порядок их представления,
· размер и форму награды,
· а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Соответственно, реклама, содержащая объявление о публичном конкурсе, должна отвечать указанным требованиям.

Толкование закона уполномоченным органом

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС РФ) является уполномоченным органом, отвечающим за соблюдение законодательства о рекламе. В настоящее время этот орган ведёт усиленную работу по выявлению ненадлежащей рекламы.

Исходя из анализа практики работы ФАС РФ, можно сформулировать некоторые особые толкования закона чиновниками, которые необходимо учитывать при оформлении рекламных материалов.

1. В рекламу следует переписывать формулировку об источнике в полном объёме

Обычно рекламодатели стараются в рекламе быть как можно более лаконичными. Поэтому, выполняя требования Закона «О рекламе», предоставляют в рекламе ссылку на источник информации о мероприятии, но не расшифровывают подробно, что же может узнать человек, пройдя по указанной ссылке. По мнению ФАС РФ, это неправомерно.

В августе 2009 года ФАС РФ обвинила ООО «ПепсиКо Холдингс» в ненадлежащей рекламе сока «Тропиканка» поскольку в ней нарушены требования части 2 статьи 9 Закона «О рекламе», а именно, в рекламе не указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, а также о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей.

В рекламе сообщалось: «Пей «Тропикана», участвуй в акции и выиграй путешествие во Флориду или сумку для путешествий. Заставка для мобильного каждому участнику!». В нижней части плаката маленьким шрифтом указано: «*Сотри защитный слой, с 15.01.09 до 30.04.09 (по московскому времени) отправляй SMS с кодом на номер 5767 или вводи код на сайте www.tropicana.ru и ты сможешь получить гарантированные призы. Акция проводится с 15.01.2009 до 30.05.2009 на территории РФ. Стоимость СМС - не более 3 руб (с НДС), все подробности на www.tropicana.ru». ** За максимальное количество кодов. *** За 20 кодов. Количество сумок - 10 000 шт. **** Для получения заставки мобильный телефон должен иметь возможность WAP-GPRS доступа в интернет. Телематические услуги предоставляются ООО «Моби Марк» (№44313). Доп. инфо по телефону (495) 787-7878. Выдаваемые призы могут отличаться от изображенных

Таким образом, ФАС РФ признаёт недостаточным указание источника информации о мероприятии (в рассматриваемом случае рекламодатель ограничился словами: «все подробности на» и дал ссылку на сайт). Подобные же решения были и в отношении других рекламодателей (например, компания «Данон Индустрия» в 2009 году также была привлечена к ответственности за подобное нарушение).

Получается, что, по мнению ФАС РФ, в целях исполнения пункта 2 статьи 9 Закона "О рекламе" необходимо указывать, о чём же конкретно информирует данный источник информации.

Это требование возможно выполнить двумя способами:

  1. Полностью переписать текст из статьи 9 (а для стимулирующих лотерей – дополнительно и из пункта 5 статьи 27) Закона «О рекламе». Фраза должна звучать примерно так: «источник информации об организаторе, о правилах проведения, количестве призов или выигрышей по результатам [дополнение для лотереи - о призовом фонде], сроках, месте и порядке их получения смотрите… ".
  2. Наша версия. Указать в тексте рекламы слова: «источник информации, предусмотренной ст. 9 [для лотереи – 27] ФЗ «О рекламе»…». Этот способ размещения информации можно призвать более лаконичным, но следует отметить и его рискованность, так как он не подкреплён практикой применения.
2. В рекламе следует указывать место и порядок получения призов

Управление ФАС РФ по Липецкой области пошло ещё дальше. В декабре 2006 года было вынесено постановление в отношении рекламодателя, который был обвинён в том, что опубликованная реклама не содержала сведения об источнике информации, об организаторе данного мероприятия, не указано место и порядок получения призов. Позицию территориального органа поддержал суд (вплоть до ФАС Северо-Кавказского округа, Постановление от 11 июля 2007 года Дело N Ф08-4226/2007-1674А).

Если рассмотреть дело, то выявляется, что, у Липецкого Управления ФАС и судов Северно-Кавказского округа свое особое прочтение статьи 9 Закона «О рекламе»: в рекламе необходимо указывать не просто источник информации о месте и порядке получения призов, а непосредственно указывать само место и порядок получения призов. Позиция крайне спорная.

 

По нашему мнению, в пункте 2 статьи 9 Закона "О рекламе" все слова и словосочетания, расположенные после слов "источник информации", являются однородными членами предложения и относятся к одному и тому же члену предложения (источник информации), потому как они отвечают на один общий для них вопрос (источник информации о чём?) равноправны друг к другу и связаны между собой.

В противном случае, если следовать версии Управления, то по правилам русского языка пункт 2 статьи 9 Закона «О рекламе» должен звучать так:

 

"источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количествО призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, срокИ, местО и порядОк их получения".

Но тем не менее, раз есть такая практика, значит, кто-то может признать, что лучше "перестраховываться" и указывать помимо прочего в рекламе: количество призов, место и порядок получения призов.

Сводная таблица: все требования к рекламе стимулирующих мероприятий и лотерей

Требования закона

Стимулирующие мероприятия

Стимулирующие лотереи

конкурс

иные

Обязательные требования: статья 9 Закона «О рекламе»

сроки проведения мероприятия

Да

Да

Да

источник информации об организаторе такого мероприятия

Да

Да

Да

источник информации о правилах проведения

Да

Да

Да

источник информации о количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия

Да

Да

Да

источник информации о сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей

Да

Да

Да

Дополнительные требования: статья 27 (пункт 5) Закона «О рекламе»

источник информации о призовом фонде

Нет

Нет

Да

указание на сроки розыгрышей призов в процессе проведения лотереи

Нет

Нет

Да

Дополнительные требования: пункт 3 статьи 1063 ГК РФ

порядок определения выигрыша

Нет

Нет

Да

размер выигрыша

Нет

Нет

Да

Дополнительные требования: пункт 3 статьи 1057 ГК РФ

существо задания

Да

Нет

Нет

критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений

Да

Нет

Нет

место, срок и порядок представления работ

Да

Нет

Нет

размер и форма награды

Да

Нет

Нет

порядок и сроки объявления результатов конкурса

Да

Нет

Нет

Дополнительные (спорные) требования: толкование закона в деле ФАС РФ по Липецкой области

количество призов или выигрышей

Да

Да

Да

сроки, место и порядок получения выигрышей

Да

Да

Да



Вам показалось, что все это очень интересно, но слишком сложно? Тогда смотрите информацию:

Как гарантированно обезопасить себя от штрафов за рекламу?

-----------------------------------------------------
© Новикова Светлана
Электронный журнал "Русские Лотереи", № 63 от 05.03.2010 года
При использовании текста указывать автора и давать ссылку на сайт www.rusloterei.ru

К списку статей

 

   
всё только о рекламных акциях с призами и розыгрышами
   
    © 2006 - 2017 Руслотереи info@rusloterei.ru
юридическая поддержка: "Деловой город (юриспруденция)"