Федеральная антимонопольная служба
Заявление о нарушении законодательства о рекламе
Наименование и реквизиты лица, действия которого имеют признаки нарушения законодательства РФ о рекламе:
- Согласно информации, размещённой на сайте: юридическая компания АВАКАДА.
- Согласно информации, полученной заявителем от компании на запрос о предоставлении реквизитов и выписке из ЕГРЮЛ: общество с ограниченной ответственностью "Авакада" (далее - ООО "Авакада", Рекламодатель), ИНН 7708585670, ОГРН 1057749644006.
Описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе:
В сентябре 2011 года в телекоммуникационной сети интернет через систему контекстных рекламных объявлений "Яндекс.Директ" Рекламодателем размещалась реклама следующего содержания:
При наборе пользователем в поисковой строке Яндекса словосочетания "Русские лотереи" в разделе "Реклама" (блок, следующий сразу за поисковой строкой) было размещено объявление такого содержания:
"В русские лотереи, затем к Нам ! Сравните цены. Гаранитии те же. Регистрируем лотереи на раз, два! От 20 т.р Адрес и телефон www.avakada.ru"
Гиперссылка первой строчки объявления вела на страницу, расположенную по адресу: http://www.avakada.ru/urlitsam/lotereya.html?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTszNDY0MTI0OzI5NzQwODY3O3lhbmRleC5ydTpwcmVtaXVt. На указано странице размещено коммерческое предложение Общества о юридической услуге "Регистрация стимулирующих лотерей".
Гиперссылка "Адрес и телефон" вела на страницу со следующей контактной информацией:
"Телефон: +7 (495) 999-22-32 Мишенина Оксана Викторовна Время работы:
пн-пт 10:00-18:00 E-mail: info@avakada.ru Адрес: Воронцовская, д. 20"
Нарушенные права заявителя:
Заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Русские Стимулирующие Лотереи" (далее - ООО "РСЛ", Заявитель) также, как и ООО "Авакада", оказывает услуги в области получения права (регистрации) стимулирующих лотерей.
ООО "РСЛ" также является владельцем электронного периодического издания "Русские лотереи", зарегистрированного в Роскомнадзоре в качестве СМИ (Свидетельство Эл № ФС 77-26425 от 08.12.2006 года).
Рекламную информацию в сети интернет ООО "РСЛ" размещает на сайте rusloterei.ru. В частности, на указанном сайте по адресу http://rusloterei.ru/content/view/12/20/ размещено коммерческое предложение "Регистрация стимулирующей лотереи (получение права на проведение)". На том же сайте ООО "РСЛ" размещено и СМИ "Русские лотереи".
Таким образом, ООО "Авакада" и ООО "РСЛ" оказывают одинаковые услуги - получение права на проведение стимулирующей лотереи (регистрация стимулирующей лотереи) и являются конкурентами.
В деловых кругах ООО "РСЛ" позиционируется себя и известно именно под названием "Русские лотереи", что также подтверждается тем, что при наборе в Яндексе слов "Русские лотереи" сайт общества (rusloterei.ru) стоит на первом месте.
ООО "Авакада" разместило рекламу по контекстному запросу "Русские лотереи" непосредственно над сайтом rusloterei.ru (в поисковой строке выходит с названием "Русские лотереи"). Рекламодатель использовал в своей рекламе выражение: "В русские лотереи, затем к Нам".
Таким образом, ООО "Авакада" выпустило сравнительную рекламу, в которой призывала лиц, разыскивающих информацию о Русских лотереях (т.е. о Заявителе), сравнить стоимость и качество своих услуг и услуг Заявителя.
Действующим законодательством прямое сравнение расценок рекламодателя с персонализированными конкурентами не запрещено. Однако запрещены некорректные сравнения товаров (услуг). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона "О рекламе" недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Термин «некорректные сравнения» действующим законодательством не определен, в связи, с чем этот термин следует применять в соответствии с его общим значением в русском языке. В толковых словарях термин "некорректный" наделён следующими смыслами:
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова:
1. Невежливый, грубый, не соблюдающий правил корректности. Некорректное письмо.
2. Ошибочный, основанный на неправильном расчете (шахм. ). Некорректный ход. Некорректная комбинация.
Там же «Корректный» - тактичный, вежливый.
Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:
1) а) Не соблюдающий правил корректности, нетактичный в обращении с людьми. б) Невежливый, грубый о поступках, действиях.
2) Ошибочный, основанный на неправильном расчете в шахматной игре.
Таким образом, "некорректность" сравнения определяется как 1) ошибочность, а также 2) грубость, нетактичность и невежливость в сравнении.
По мнению Заявителя, рассматриваемая реклама является недобросовестной, так она вводит потребителя в заблуждение и содержит ошибочные сведения, а также является нетактичной в отношении персонифицированного конкурента.
1. Ошибочность рекламы
В рекламной правоприменительной практике понятие «достоверность информации» в первую очередь отождествляется с понятием «полнота информации».
В рекламе указана минимальная стоимость услуг по регистрации стимулирующей лотереи ООО "Авакада" - 20 тысяч рублей. Что, на первый взгляд, выгодно отличает это предложение от минимальной стоимости сходных услуг ООО "РСЛ" - 30 тысяч рублей.
Однако, сравнение стоимости услуг, приведённое в рекламе, может быть сочтено некорректным не только в том случае, когда эти цифры приведены недостоверно, но и в том случае, если они применяются к не полностью идентичным товарам (услугам).
Так, ООО "РСЛ" помимо стандартного набора услуг, оказываемого при регистрации стимулирующих лотерей, в рамках единой стоимости услуг дополнительно предоставляет услуги:
- консультирования по общим вопросам лотерейного, налогового, авторского, рекламного права, законодательства о защите персональных данных, постановки на учет в Финмониторинг в рамках проведения стимулирующей лотереи;
- размещает условия стимулирующей лотереи клиента в интернете на своём сайте в СМИ "Русские лотереи" (что позволяет привлечь внимание к лотерее целевой аудитории);
- предоставляет право на публикацию итогов одного розыгрыша на своём сайте в СМИ "Русские лотереи" (публикация итогов розыгрыша в СМИ в соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона является обязанностью организатора тиражной стимулирующей лотереи).
Согласно коммерческого предложения ООО "Авакада", размещенного на его сайте, общество подобных услуг при регистрации стимулирующей лотереи не оказывает.
Соответственно, ООО "Авакада", указывая в рекламе меньшую, по сравнению с коммерческим предложением ООО "РСЛ", цену, умалчивает о том, что некоторые условия предоставления услуги со стороны ООО "РСЛ" более выгодны по сравнению с условиями предоставления услуги обществом.
2. Нетактичность и невежливость рекламы
По мнению Заявителя, общий тон рекламного объявления "В русские лотереи, затем к Нам ! Сравните цены. Гаранитии те же. Регистрируем лотереи на раз, два!" является пренебрежительным и невежливым по отношению к Заявителю, которого Рекламодатель прямо указывает в своей рекламе.
По мнению Заявителя, реклама нацелена на то, чтобы у потенциального клиента заранее сложилось пренебрежительное отношение к указанной в рекламе компании-конкуренту. Объявление говорит о том, что упомянутая в рекламе компания-конкурент необоснованно завышает свои цены, а также не так быстро, не на "раз, два" (как это делает по своему заявлению Рекламодатель), оказывает услуги (регистрирует лотереи).
Целью рекламы ООО "Авакада" является привлечение внимания к своей деятельности потенциальных клиентов, целенаправленно разыскивающих информацию о компании ООО "РСЛ" (по запросу "Русские лотереи").
Прямое обращение к лицу, разыскивающему сведения о конкуренте, и демонстрация своего пренебрежительного отношения к конкуренту в совокупности с предоставлением о себе информации в положительном ключе, по мнению Заявителя, также является некорректным сравнением в смысле его нетактичности и невежливости.
Требование заявителя:
Устранить выявленное нарушение.
Этот документ использован в этой статье: Сравнительная реклама в России
|