Итак, 6 июля 2011 года Законопроект № 535846-5, в отношении которого мы предприняли некоторую попытку защиты интересов рекламного рынка, принят в первом чтении.
К сожалению, принят в полном объёме, депутаты не обратили внимание на интересы добросовестных организаторов стимулирующих лотерей - регистрация такой лотереи будет проходить за 2 месяца, госпошлина будет составлять 60 тысяч рублей. Теперь в течение 30 дней к Законопроекту № 535846-5 поступают поправки и далее он будет рассмотрен Госдумой во втором чтении.
Суть необходимых поправок изложена в Заключении Комитета по бюджету и налогам. Для организаторов стимулирующих лотерей Комитет предлагает убрать возможность использования лотерейного оборудования при проведении розыгрышей. Соответственно, единственное положение, которое как-то облегчало жизнь рекламодателей, будет из Законопроекта № 535846-5 с большой долей вероятности исключено.
Итак, какие же изменения, актуальные для организаторов стимулирующих лотерей, в ближайшее время следует ожидать:
1. Возникает опасность отказа в регистрации стимулирующих лотерей для услуг
Законодатель даёт определение стимулирующей лотерее. "Стимулирующая лотерея - лотерея, сопутствующая реализации товаров и проводимая по правилам, установленным организатором стимулирующей лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом. Условием участия в стимулирующей лотерее является приобретение товара, определенного условиями лотереи."
Об услугах в новом определении не сказано не слова. В то время как в иных положениях Закона "О лотереях", регламентирующих организацию стимулирующей лотереи, ссылка на услуги сохраняется. Тем не менее, при применении законодательства можно ожидать от уполномоченного органа неоднозначного толкования этой нормы (практика показывает, что порой уполномоченный орган ищет любой способ усложнить процедуру получения права на проведение "подозрительной" или "неугодной" стимулирующей лотереи, в том числе используя формальные основания).
2. Возникает надежда, что при проведении розыгрышей вновь можно будет использовать лотерейное оборудование
Часть 8 статьи 3 Закона "О лотереях" дополнена абзацем: "Допускается использование указанных устройств организатором стимулирующей лотереи для заключения договора с участником стимулирующей лотереи и (или) для определения выигравших участников стимулирующей лотереи."
Однако, как я уже говорила ранее, следует ожидать исключения этой нормы из Законопроекта № 535846-5.
3. Разрешительный порядок получения права на проведение стимулирующей лотереи в течение 2-х месяцев и новые условия рекламирования
Итак, теперь подача уведомления о проведении стимулирующей лотереи не позднее чем за 20 дней до её начала заменена на подачу заявления.
Как гласит Законопроект № 535846-5, "Заявление о предоставлении разрешения на проведение стимулирующей лотереи составляется в произвольной форме, но должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи."
Список дополнительных документов (приложений) остался практически в неизменном составе. Добавился только документ об уплате госпошлины. Также в отношении условий внесено новое требование - два экземпляра, сшитых и заверенных подписью руководителя и печатью.
По итогам рассмотрения заявления (на что отводится 2 месяца) уполномоченным органом выдаётся разрешение на проведение лотереи. Но может быть выдан и отказ. По нашим оценкам в настоящее время порядка 50% стимулирующих лотерей не проходят в первого раза проверку уполномоченного органа. Документы приходится подавать повторно. Раньше мы рекомендовали организаторам рекламной акции с элементами стимулирующей лотереи подавать документы не позднее чем за 40 дней до начала акции. Теперь же этот рекомендованный срок составляет не менее чем 4-4,5 месяца.
В соответствии с п. 7 ст. 7 Закона «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензии или иных таких специальных разрешений, в случае отсуствия таких разрешений.
Таким образом, рекламная кампания продажи товара, в которой говорится о сопутствующей стимулирующей лотерее, не может начинаться ранее, чем получено разрешение на её проведение. Соотвественно, регистрацию стимулирующей лотереи следует начинать за 4-4,5 месяца до дня начала выхода в свет рекламы, если она стартует ранее самой лотереи.
4. Условия стимулирующей лотереи будут содержать новые положения
Статья 9 Закона "О лотереях" дополняется новым пунктом 21, который определяет, что теперь в условиях необходимо указывать способ заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником.
Также в условиях больше не прописывается почтовый адрес, а указывается адрес места нахождения и по-прежнему некий "юридический" адрес, законодательное определение которому не дано ни в одном нормативном акте.
Ещё теперь условия лотереи должны быть дополнены императивным положением: "Условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие участнику стимулирующей лотереи совершать действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков".
5. Призы могут выдаваться только в центрах выдачи призов, организованных вне мест продажи товаров
Согласно новой статье 211 запрещено проводить розыгрыши и выдавать призы в следующих местах:
1) в помещениях и на территории предприятий розничной торговли, общественного питания и сферы услуг, в которых осуществляется розничная продажа товаров и услуг, участвующих в стимулирующей лотерее;
2) в зданиях, строениях и сооружениях, в которых расположены детские, образовательные и медицинские организации;
3) в зданиях, строениях и сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.
Пункты 2 и 3 перечня смешны, ибо какому рекламодателю придёт в голову проводить розыгрыш или раздавать призы в детских садах, церквях и прочих подобных учреждениях? А вот запрет на вручение призов в местах продажи должен не понравится как крупным ритейлерам, так и владельцам маленьких магазинов. Для первых было удобно иметь промо-стойки, когда покупатель прямо на месте мог бы обменять призовой билет на приз. Вторым же просто финансово не выгодно арендовать новые помещения или приобретать услуги центра выдачи призов.
Да и публичное проведение розыгрышей в стенах торгового центра теперь невозможно, а ведь празднично организованный розыгрыш призов всегда привлекал посетителей.
6. Места раздачи сркетч-карт и прочих заменителей лотерейных билетов и должны быть доведены до уполномоченного органа
Как гласит уже рассматриваемая ранее новая статья 211 организатор бестиражной лотереи обязан уведомлять уполномоченный орган обо всех местах распространения лотерейных билетов такой лотереи. Для стимулирующих лотерей исключения не делается. Соответственно, как только будет разработан соответствующий порядок (это должен сделать Минфин), организаторы стимулирующих лотерей будут обязаны предоставлять списки мест распространения скретч-карт и иных заменителей лотерейных билетов.
Звучит не очень страшно, да ведь? А теперь представим себе стимулирующие лотереи, популярные среди производителей напитков. Когда "открути крышку и найди приз". Это тоже бестиражная лотерея, в которой используется заменитель лотерейного билета - упаковка товара. Представьте себе задачу маркетингового отдела, например, завода "Очаково": составить список мест, в которых будут реализованы напитки с предложением поучаствовать в розыгрыше призов.
7. На организаторов стимулирующих лотерей не будет распространяться защита от проведения проверок контролирующими органами не чаще одного раза в три года
Существует в России замечательный Закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которому ни один контролирующий орган (пожарники, Роспотребнадзор, налоговая инспекция и т.д.) не имеют право приходить на проверку в течение трёх лет после создания организации, а затем вправе проводить контрольные мероприятия не чаще одного раза в год (если, конечно, контролёру не поступит жалобы или иного сигнала на деятельность компании).
Теперь организаторы стимулирующих лотерей потеряли такую индульгенцию. Более того, факт получения разрешения на проведение стимулирующей лотереи влечёт за собой автоматической включение компании в план ежегодных проверок в течение 3-х месяцев со дня получения юридическим лицом разрешения на проведение лотереи (в том числе стимулирующей лотереи).
8. Новая ответственность
Статья 14.7 КоАП РФ теперь предусматривает ответственность за введение в заблуждение или обман потребителей в части выполнения условий проводимой стимулирующей лотереи организатором стимулирующей лотереи (штраф на компанию от 10 до 20 тысяч рублей).
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о проводимой стимулирующей лотереи, ее организаторе, о порядке и сроках проведения стимулирующей лотереи повлечёт наложение на компанию штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей (ст. 14.8 КоАП РФ).
Увеличена нижняя планка штрафа за проведение стимулирующей лотереи без прохождения процедуры получения права на её проведение, теперь компания должна будет заплатить от 200 до 500 тысяч рублей (ст. 14.27 КоАП РФ).
Также статья 14.27 дополнена новыми видами ответственности. Для организаторов стимулирующих лотерей наиболее интересными будет ответственность за неопубликование годового отчёта и нарушение положений законодательства об информировании участников лотереи об условиях лотереи, что влечёт наложение на организацию штрафа от 40 до 100 тысяч рублей. А использование незарегистрированного лотерейного оборудования или оборудования, позволяющего предопределить результаты розыгрыша будет наказываться штрафом на компанию от 200 до 500 тысяч рублей.
9. Госпошлина 60 тысяч рублей за регистрацию стимулирующей лотереи
Ну и самая неприятная (особенно - для малого бизнеса) новость - введение госпошлины за право проведения стимулирующей лотереи. Сумма в размере 60 тысяч рублей установлена для всех лотерей (в том числе и стимулирующих), кроме муниципальных и государственных.
С учётом того, что разрешение на обычную лотерею, в которой взимается плата за участие, выдается сроком до 5 лет, а проведение стимулирующей лотереи не может превышать 1 года, налицо явное игнорирование со стороны Минфина (разработчика Законопроекта № 535846-5) и законодателей интересов добросовестных рекламодателей.
Основной смысл Законопроекта № 535846-5 заявлен как борьба с нелегальным азартным бизнесом, в том числе прикрывающемся проведением лже-стимулирующих лотерей.
А теперь давайте прикинем, остановит ли "игорщиков" госпошлина в размере 60 тысяч рублей, если они надумают регистрировать стимулирующую лотерею? Ни на минуту. А собственника малого бизнеса? Безусловно заставит серьёзно задуматься над "перекройкой" своего рекламного бюджета. Если же документы согласование не пройдут, госпошлина, как показывает практика, не возвращается. Значит, нужно подавать документы заново и снова платить достаточно внушительную сумму.
Резюме
В общем, по оценкам нашей компании, Законопроект № 535846-5 лишил малый бизнес такого удобного и эффективного с маркетинговой точки зрения рекламного инструмента, как стимулирующая лотерея.
__________________________________________________________
© Новикова Светлана
Электронный журнал "Русские Лотереи" издание № 189 от 07.07.2011 года
При использовании текста указывать автора и давать активную ссылку на сайт www.rusloterei.ru
Обсудить законопроект
К списку статей
|