Попытки наладить государственный контроль за лотереями предпринимаются с 1995 года. Однако до сих пор ни одна из них не увенчалась успехом. Активная работа над законодательством в этой сфере началась только в последние несколько недель. В ближайшее время на второе чтение в Госдуме будут представлены разработанные Минфином поправки в закон «О лотереях». «Его задача – обеспечить единство системы правового регулирования отношений, возникающих во время проведения государственных лотерей», – поясняет председатель думского Комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев. В документе, в частности, предлагается ряд уточнений относительно организации и проведения гослотерей, прописывается порядок проведения конкурса по отбору операторов всероссийской и государственной лотереи, победитель которого будет определяться федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, в законопроекте прописываются требования к лотерейному оборудованию, терминалам и программам. Предполагается также уточнить нормы, позволяющие отделить лотереи от залов игровых автоматов – некоторые из них сегодня успешно функционируют именно под видом лотерей.
Внимание государства к лотерейному бизнесу не случайно. По оценкам аналитиков рынка, ёмкость отечественного лотерейного бизнеса составляет чуть меньше 30 млрд рублей в год. Правда, по официальным данным в три раза меньше – тоже немалые
10 миллиардов.
Каким образом лотерейная индустрия, являющаяся, по сути, неисчерпаемым источником дохода, оказалась в тени, остаётся только догадываться. Например, до 1986 года СССР занимал 14–17-е места по объёмам продаж лотерейных билетов в мире. Наличие разветвлённой сети реализации лотерейных билетов являлось существенным финансовым подспорьем для советского правительства. Достаточно сказать, что за 20 лет существования знаменитого «Спортлото» доходы государства от него составили 500 млрд советских рублей, что позволило финансировать 80% затрат на спорт, которые, как известно, в Союзе были куда выше, нежели в современной России.
Так, во время подготовки к Олимпиаде-80 гослотерея помогла существенно компенсировать расходы на это мероприятие. Когда выяснилось, что вместо запланированных 356 млн рублей придётся потратить 1,46 млрд, в срочном порядке была учреждена новая лотерея – «Спринт», функционирование которой помогло окупить четверть олимпийских затрат. Причём показатели могли быть куда лучше, если бы Госиздат не провалил план и не выпустил бы 230 млн билетов вместо запланированных 400 миллионов.
Госбизнес на розыгрышах – отнюдь не советское ноу-хау. Сегодня годовой оборот лотерейного бизнеса в США составляет около 30 млрд долларов, в Германии – 6 млрд, в Японии – порядка 8, в Испании – 6,53, в Италии – 6,5 млрд долларов. При этом, например, в Италии около 15% выручки идёт на финансирование социальных нужд, а ещё треть – в доходы госбюджета.
«В России из-за отсутствия чёткого закона и отвечающего современным электронным технологиям контроля за денежными потоками лотерей бюджет теряет до 600 млрд долларов целевых отчислений. Правда, сейчас ситуация может измениться – государство заинтересовалось лотерейной индустрией», – рассуждает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
В частности, за счёт организации гослотереи планируется решить часть проблем Российской армии. На днях о создании 4 тиражных и 12 моментальных лотерей, которые составят общую серию под названием «Победа», заявили представители Минобороны. Организатором розыгрыша выступит компания «Спецстрой». По предварительным подсчётам, объём выручки должен составить около 30 млрд рублей. При этом госбюджету организация столь масштабного проекта не будет стоить ни копейки.
«Запуск не онлайнового проекта с рекламой и т.д. требует десятков миллионов долларов. Однако по ныне действующему законодательству все затраты оплачивает оператор, и соответственно из госбюджета не тратится ни копейки. Бюджет тратит деньги только на то, чтобы оплатить услуги по разработке. Так что если программа Минобороны будет предложена внятная, то будут дополнительные внебюджетные инвестиции», – уверен президент Союза операторов и организаторов лотерейной отрасли, гендиректор и совладелец компании «Русское лото» Элмурод Расулмухамедов.
Впрочем, даже столь значительные затраты для операторов рынка – сущие пустяки. Достаточно сказать, что согласно ныне действующему законодательству лотерейщики обязаны половину собранных денег пускать на выплату выигрышей, ещё 10% жертвовать на благотворительность, оставшиеся же 40% – доход лотерейной компании. Столь высокой рентабельностью сегодня не может похвастаться практически ни одна отрасль экономики. При этом практически весь отечественный лотерейный бизнес сегодня сосредоточен в частных руках. Компания «Гослото», которая держит около трети рынка сегодня, на паях принадлежит одной из крупных сетей автосалонов и венгерским предпринимателям. Другие три крупнейших игрока рынка – «Русское лото», «Золотой ключ», «УралЛото» – также сосредоточены в руках частных лиц или компаний.
Наше государство, похоже, решило вновь вернуться к олимпийскому опыту советского правительства. Недавно Минфин провёл тендер на разработку плана олимпийской лотереи, благодаря которой предполагается окупить часть затрат на грядущие Игры в Сочи. О том, каков будет доход организаторов, можно только догадываться. Однако отметим, что участники рынка, подавшие заявки на конкурс, были готовы сотрудничать с государством буквально за гроши. Изначальная цена контракта, назначенная Минфином, составляла 500 тыс. рублей. Конкурс выиграла компания «Русское лото», предложившая выполнить весь объём работ всего за 100 рублей. Были на конкурсе и более заманчивые предложения: так, представители одного из крупнейших игроков американской лотерейной индустрии, работающие в России под брендом «Торсборг Институт», были готовы взяться за организацию этого мероприятия и вовсе за 1 рубль.
Оно и понятно: предполагается, что доля государства в олимпийской лотерее составит всего 10% выручки с продажи билетов. А единственным дополнительным условием является то, что за пять лет операторы лотереи будут обязаны перечислить в казну дополнительно 2 млрд рублей. Сумма выглядит значительной лишь на первый взгляд – к примеру, «Гослото», имеющее несколько тысяч точек продаж по всей стране, всего за три года работы без проблем перечислило в бюджет более 2 млрд рублей. В то время как билеты олимпийской лотереи предполагается продавать более чем через 30–40 тыс. точек.
«Следует ожидать нарастания количества государственных лотерей. Скорее всего лотерейный рынок в России станет практически государственным, «приближённым» коммерческим организациям будет передано только обслуживание гослотерей», – прогнозирует гендиректор компании «Русские стимулирующие лотереи» Светлана Новикова [РСЛ: более подробный комментарий читайте
здесь] В условиях ограниченного роста налогов лотерейный бизнес, по сути, является для государства чуть ли не единственным каналом, позволяющим увеличить доходы в казну. «Этот бизнес будет развиваться, и достаточно активно, возможно, с существенным опережением роста оборота по сравнению с темпами прироста реальной экономики. При этом я не исключаю введения в ближайшие годы государственной монополии на проведение тиражных лотерей», – считает Александр Осин.
Дополнительным стимулом для развития этого рынка явился также введённый запрет на игорный бизнес. После того как в стране исчезли легальные залы игровых автоматов и казино, доходы лотерейщиков резко пошли вверх. Причём речь идёт о немалых суммах: только по официальным данным, работавшие в стране 220 тыс. игровых автоматов и 5,5 тыс. игровых столов приносили бюджету 24,4 млрд рублей в год. Теперь же, когда этот рынок сильно сократился и существует фактически на нелегальном положении, значительное количество игроманов были вынуждены поменять рулетку и «одноруких бандитов» на лотерейные билеты. Официальной статистики, подтверждающей рост продаж у лотерейщиков, на сегодняшний день не существует. Однако можно предположить, что сегодня сложилась ситуация, аналогичная той, что была в стране в кризис 1998 года. К примеру, до печально знаменитого «чёрного вторника» компания «Русское лото» продавала около 300-400 тыс. билетов за один тираж, после дефолта продажи подскочили до 13 млн билетов. Не исключено, что сегодня в бизнесе сложилась аналогичная тенденция. В этой связи желание государства избавиться от «традиционного» игорного бизнеса в виде казино и залов игровых автоматов, одновременно национализировав бизнес лотерейный, выглядит тем более логично.
© Татьяна Нижегородская