Прежде чем проводить лотерею или розыгрыш призов, следует изучить соответствующие нормативные документы. Ведь от того, как организовано такое мероприятие, зависит порядок его налогообложения.
Правовые основы организации и проведения лотерей установлены Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ), а также гл. 58 ГК РФ.
Понятие "лотерея" раскрыто в ст. 2 Закона N 138-ФЗ. Это игра, которая осуществляется в соответствии с договором и в которой организатор лотереи проводит розыгрыш призового фонда, а участник лотереи при наступлении определенных условий получает право на выигрыш. Договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется либо выдачей лотерейного билета, квитанции или другого документа, либо иным способом, предусмотренным условиями лотереи.
Виды лотерей перечислены в ст. 3 Закона N 138-ФЗ. Лотереи в зависимости от того, кто их организует, подразделяются на государственные и негосударственные. Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или юридическое лицо, созданное в соответствии с российским законодательством и находящееся на территории России.
Призовой фонд лотереи формируется как за счет платы, поступившей от ее участников, так и за счет средств организатора лотереи. В последнем случае лотерея называется стимулирующей. Сейчас многие организации используют такой вид лотереи для привлечения покупателей (например, "Собери три этикетки - получи право участвовать в розыгрыше главного приза!").
Любая лотерея, проводимая на территории России, должна быть включена в реестр лотерей. Правила ведения реестра лотерей утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 N 338. Этим же Постановлением определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по ведению единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей. Таким органом является Федеральная налоговая служба.
Обратите внимание: чтобы провести всероссийскую лотерею, организация должна получить разрешение. Его выдает Федеральная налоговая служба. Перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения, предусмотрен в ст. 6 Закона N 138-ФЗ. Итак, к заявлению о получении разрешения на проведение конкретной лотереи следует приложить:
- условия лотереи;
- нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах);
- макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и, при необходимости, способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков;
- правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;
- технико-экономическое обоснование с указанием источников финансирования расходов на организацию и проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от ее проведения;
- описание и технические характеристики лотерейного оборудования;
- нотариально заверенные копии учредительных документов заявителя;
- бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о получении разрешения на проведение лотереи;
- выданную налоговым органом справку о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;
- порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов;
- порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов;
- порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;
- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
ФНС России рассматривает вопрос о выдаче разрешения в течение двух месяцев со дня получения заявления.
На проведение стимулирующей лотереи разрешение не требуется. Достаточно направить уведомление о проведении такой лотереи в порядке, предусмотренном ст. 7 Закона N 138-ФЗ. Уведомление вместе с соответствующими документами организатор стимулирующей лотереи должен направить в ФНС России не менее чем за двадцать дней до ее проведения.
Организаторы любой лотереи (кроме стимулирующей) обязаны ежеквартально производить целевые отчисления от выручки. Нормативы отчислений установлены пп. 2 п. 1 ст. 10 Закона N 138-ФЗ в размере не менее 10% выручки, полученной от проведения лотереи. Целевые отчисления направляются на развитие физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства, туризма, охраны окружающей среды и на благотворительные цели. Размеры целевых отчислений и мероприятия, на которые они направляются, утверждает организатор лотереи.
Контроль над целевым использованием выручки от проведения лотерей осуществляет Федеральная налоговая служба.
Призовой фонд используется исключительно "на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи" (ст. 17 Закона N 138-ФЗ).
Статьей 20 Закона N 138-ФЗ предусмотрен порядок использования средств, которые остались от невостребованных выигрышей. Он распространяется на все лотереи, кроме стимулирующих. Выигрыши, не востребованные в установленный срок (в том числе и денежные эквиваленты выигрышей в натуре), депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного Гражданским кодексом общего срока исковой давности, то есть в течение трех лет. Если за это время выигрыши так и не будут востребованы, указанные суммы зачисляются в бюджет соответствующего уровня.
Налог на прибыль организаций
Денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов по конкретной лотерее, включаются в состав налогооблагаемых доходов налогоплательщика - организатора лотерей. Основанием служит ст. 249 НК РФ. Причем доходы организатора лотерей могут быть уменьшены на сумму расходов, связанных с проведением лотерей, которые удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ. Имеются в виду расходы, экономически обоснованные и документально подтвержденные.
Расходы на формирование призового фонда лотереи, за участие в которой вносится плата, учитываются при исчислении налога на прибыль, ведь они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Эти расходы признаются в налоговом учете в момент розыгрыша призов.
Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ п. 1 ст. 265 НК РФ был дополнен пп. 19.2, который вступил в силу с 1 января 2005 г. Согласно этому подпункту к внереализационным расходам относятся целевые отчисления от лотерей (кроме стимулирующих), осуществляемые в размере и порядке, предусмотренных законодательством РФ.
Обратите внимание: стимулирующая лотерея проводится для того, чтобы продвинуть торговую марку организации на рынке и привлечь новых клиентов. Следовательно, расходы, связанные с проведением стимулирующих лотерей, для целей исчисления налога на прибыль рассматриваются как рекламные. При учете таких затрат следует руководствоваться п. 4 ст. 264 НК РФ. В нем сказано, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Налог на добавленную стоимость
Подпунктом 9 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что реализация на территории России лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа, не подлежит налогообложению. Эта льгота обязательна к применению. Поэтому предъявленные поставщиками суммы "входного" НДС к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретены для использования в операциях, освобожденных от налогообложения (п. 2 ст. 170 НК РФ).
Кроме того, с 1 января 2006 г. от налогообложения НДС освобождается проведение лотерей, осуществляемых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов. Основание - пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Напомним, что п. 3 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 25. С 2006 г. передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., НДС не облагается. Поэтому суммы НДС, предъявленного поставщиками товаров, которые были приобретены, а затем розданы в рекламных целях, организация не может принять к вычету (ст. 171 НК РФ). Сумма "входного" НДС включается в стоимость таких товаров. Поскольку эти товары используются в операциях, не облагаемых НДС, не выполняется одно из обязательных условий применения налогового вычета. По аналогичным причинам нельзя принять к вычету и суммы НДС, уплаченные поставщикам сырья и материалов, из которых была изготовлена продукция, розданная в ходе рекламных акций.
Более того, организация, которая воспользуется указанной выше льготой, обязана вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).
Теперь обратимся к п. 4 ст. 170 Кодекса и посмотрим, что в нем сказано о суммах НДС, которые предъявляют налогоплательщикам продавцы товаров (работ, услуг), используемых в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС. Данные суммы принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров (работ, услуг) в пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг). Имеются в виду товары (работы, услуги), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), в общей стоимости отгруженных за тот же налоговый период товаров (работ, услуг).
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит. В расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, она не включается. Однако от этой льготы можно отказаться. Порядок отказа от льготы описан в п. 5 ст. 149 Кодекса. В этом случае раздача в рекламных целях любых товаров (работ и услуг) будет облагаться НДС, а предъявленный налог можно будет принять к вычету в общем порядке. Раздельный учет вести не придется.
Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог
Выигрыши, полученные по лотерейным билетам, а также от участия в стимулирующей лотерее, являются доходом физических лиц, подлежащим налогообложению. Дело в том, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в натуральной форме. На это указано в п. 1 ст. 210 Налогового кодекса.
Выигрыши в лотерею облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Это относится и к выигрышам, полученным от участия в стимулирующей лотерее, если организатор оформил розыгрыш призов в порядке, установленном Законом N 138-ФЗ (уведомление направлено в Федеральную налоговую службу, и лотерея включена в реестр лотерей).
Исключение - случай, когда получатель выигрыша - физическое лицо, не являющееся резидентом Российской Федерации. Тогда применяется налоговая ставка в размере 30%.
Стоимость купленного билета для участия в азартных играх не рассматривается в качестве налогового вычета при исчислении налога на доходы физических лиц. Следовательно, сумма выигрыша, полученного от участия в лотерее, подлежит налогообложению полностью, без уменьшения на стоимость купленного билета.
Исчисляют и уплачивают налог сами физические лица - получатели выигрышей. Это установлено пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ. Как предусмотрено в п. 3 ст. 229 НК РФ, в случае прекращения выплат выигрышей до конца налогового периода налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого прекращения представить в налоговую инспекцию по месту жительства налоговую декларацию о фактически полученных доходах. Налог уплачивается не позднее чем через 15 дней с момента подачи декларации.
Обратите внимание: организация, которая провела рекламную акцию и не оформила розыгрыш призов в порядке, установленном Законом N 138-ФЗ, обязана самостоятельно исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму налога, как того требует ст. 226 Кодекса. Налог исчисляется по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). При его расчете следует учесть норму, предусмотренную пп. 28 ст. 217 НК РФ. А именно не подлежит налогообложению стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), в сумме, не превышающей 4000 руб. за налоговый период.
Предположим, победителю вручен неденежный приз. То есть налог удержать невозможно. В этой ситуации организация обязана в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности физического лица.
Пример. В 2006 г. А.В. Иванов выиграл:
- телевизор стоимостью 7900 руб. во время рекламной акции в магазине;
- 22 000 руб. во всероссийской спортивной лотерее.
Соответственно, данному гражданину необходимо представить налоговую декларацию по НДФЛ в инспекцию по месту жительства и исчислить сумму налога к уплате.
Со стоимости телевизора А.В. Иванов обязан заплатить налог по ставке 35%. При расчете налога следует учесть норму, предусмотренную пп. 28 ст. 217 НК РФ. Сумма налога составит 1365 руб. [(7900 руб. - 4000 руб.) x 35%].
Со всей суммы выигрыша в спортивной лотерее налог уплачивается по ставке 13%. Сумма налога (без учета стандартных налоговых вычетов):
22 000 руб. x 13% = 2860 руб.
Общая сумма налога, подлежащая уплате с выигрышей, равна 4225 руб. (1365 руб. + 2860 руб.).
Должен ли организатор лотереи вести учет доходов, полученных физическими лицами в виде выигрышей, и представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о таких выигрышах? Давайте разберемся.
Учитывать доходы и представлять в налоговые инспекции соответствующие сведения - обязанность налоговых агентов. Об этом сказано в ст. 230 НК РФ. Налоговыми агентами признаются организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Иными словами, налог исчисляется и уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исключение - доходы, с которых налог исчисляется и уплачивается в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ. Как уже отмечалось, физические лица - получатели выигрышей исчисляют и уплачивают налог самостоятельно на основании пп. 5 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса.
Таким образом, организаторы лотерей при выплате выигрышей не признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц. Поэтому они не обязаны представлять в налоговые органы сведения о доходах, выплаченных физическим лицам. Именно такой точки зрения придерживается Минфин России (см. Письмо от 23.12.2004 N 03-05-01-04/124) <*>.
--------------------------------
<*> В ходе судебных разбирательств арбитражные суды приходили к аналогичному выводу (см. Постановления ФАС Центрального округа от 24.06.2004 по делу N А64-42/04-13 и от 22.11.2004 по делу N А68-АП-61/11-04).
Выигрыши в лотерею не облагаются единым социальным налогом. Ведь объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. Об этом говорится в ст. 236 НК РФ.
Отчетность организаторов лотерей
Постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 утвержден Перечень сведений о проведении лотерей, подлежащих представлению организатором и (или) оператором лотереи в Федеральную налоговую службу.
Формы и сроки представления отчетности о лотереях утверждены Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н. Квартальная отчетность сдается в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - до 25 апреля года, следующего за отчетным.
В отчетности, в частности, приводятся данные:
- о количестве изготовленных и распространенных лотерейных билетов;
- изготовителе лотерейных билетов;
- месте и годе изготовления тиража лотерейных билетов;
- сформированном и фактически выплаченном призовом фонде;
- выручке от проведения лотереи;
- количестве и сумме невостребованных выигрышей;
- общей сумме затрат, связанных с проведением лотереи (на изготовление и реализацию лотерейных билетов, рекламу, погашение кредитов и выплату процентов);
- сумме перечисленных целевых средств;
- величине валовой и чистой прибыли.
К отчетности прилагаются соответствующие документы. Например, при проведении негосударственной лотереи это:
- нотариально заверенные копии договоров, заключенных организатором и оператором лотереи;
- документ из кредитной организации, подтверждающий сумму призового фонда и общий объем средств, полученных от проведения лотереи;
- образцы лотерейных билетов с описанием элементов защиты;
- акты о нереализованных и уничтоженных билетах;
- копии бухгалтерской отчетности организатора лотереи с отметкой налогового органа по итогам за отчетный период.
Обратите внимание: бухгалтерская отчетность организаторов лотерей подлежит обязательной аудиторской проверке (ст. 23 Закона N 138-ФЗ). Поэтому к годовому отчету необходимо приложить нотариально удостоверенную копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за отчетный год.
После того как разрешение на проведение лотереи выдано, Федеральная налоговая служба может проводить плановые и внеплановые проверки организатора лотереи, а также направлять своих представителей для работы в составе тиражной комиссии. Это определено п. 5 Правил проведения негосударственной лотереи, утвержденных Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год. В некоторых случаях возможна и внеплановая проверка (например, если есть жалобы от участников лотереи или от органов государственной власти поступила информация о нарушении организатором лотереи требований законодательства).
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение законодательства о лотереях. Проведение лотереи без разрешения, полученного в установленном порядке, или без направления уведомления может повлечь административный штраф:
- на организатора лотереи - от 500 до 5000 МРОТ;
- должностных лиц - от 40 до 200 МРОТ.
Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также направление их на цели, не предусмотренные законодательством, грозит штрафом:
- организатору лотереи - от 1000 до 5000 МРОТ;
- должностным лицам - от 40 до 200 МРОТ.
За нарушение порядка и сроков выплаты или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, на организатора лотереи может быть наложен штраф от 500 до 1000 МРОТ, а на должностных лиц - от 20 до 50 МРОТ.
О.Я.Киличенкова
Эксперт журнала
"Российский налоговый курьер", 2006, N 15