Информационно-правовая справка о порядке проведения и организации стимулирующей лотереи с привлечение в качестве организатора сторонней компании
Агентский договор - это правильно?
Исходя из нашей практики общения с организаторами рекламных мероприятий, в настоящий момент порядка 99% от всей массы стимулирующих лотерей проводится от имени рекламных агентств по поручению и за счет заказчиков. Такие отношения сторон действующее законодательство относит к отношениям, возникающим между принципалом и агентом, устанавливая в пункте 1 статьи 1005 Гражданского кодекса РФ, что «по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала».
Соответственно, договор, заключаемый между заказчиком и рекламным агентством, выступающим организатором стимулирующей лотереи, по своей сути является агентским. В рамках указанного договора рекламное агентство обязуется выполнить все функции организатора стимулирующей лотереи, установленные требованиями ФЗ «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003 года (далее – ФЗ «О лотереях»), по организации лотереи (уведомление уполномоченного органа о проведении лотереи) и по проведению лотереи.
Проведение стимулирующей лотереи в соответствии с пунктом 8 статьи 2 ФЗ «О лотереях» - это «осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи».
До этого момента все справедливо, подобные взаимоотношения имеют право существовать, такой договор в силу положений гражданского законодательства о свободе договора, может быть заключен.
Однако действующее законодательство устанавливает еще одно требование к организатору стимулирующей лотереи. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О лотереях» организатор должен формировать призовой фонд стимулирующей лотереи за счет собственных средств. А значит, рекламное агентство, которое исполняет функции организатора стимулирующей лотереи, принимает на себя обязательство по формированию призового фонда за счет собственных средств.
В чем заключается недостаток агентского договора, заключаемого между организатором стимулирующей лотереи и заказчиком?
Вот здесь, чаще всего и возникает нарушение требований законодательства. Как показывает практика, чаще всего именно заказчик формирует призовой путем передачи обслуживающей организации самих призов либо, предоставляя денежные средства на приобретение призов. А в соответствии с пунктом 1 статьи 996 ГК РФ, которая в силу статьи 1011 ГК РФ распространяется на отношения, вытекающие из агентского договора, «вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего».
Таким образом, по мнению компании "Русские Стимулирующие Лотереи", заключение договора, по которому заказчик передает функции организатора стимулирующей лотереи сторонней компании, но призовой фонд формирует за счет собственных средств, сути правоотношений не меняет: заказчик по-прежнему остается организатором этой стимулирующей лотереи. И тот факт, что агентство получает право на проведение лотереи путем подачи уведомления о ее проведении в уполномоченный орган, что агентство осуществляет проведение стимулирующей лотереи от собственного имени, не освобождает заказчика от возможности привлечения к административной ответственности.
Другой вопрос, что в настоящее время вероятность выявления факта этого правонарушения стремится к нулю. Формально требования законодательства соблюдены: вот лотерея, вот организатор, получивший право на проведение лотереи. Условиями лотереи предусмотрено, что призовой фонд формируется за счет средств организатора, у уполномоченного органа нет оснований усомниться в правомерности этого положения.
Более того, у уполномоченного органа нет возможности проверить, как шли денежные потоки, за чей счет фактически сформирован призовой фонд. Проверить это возможно только при проведении выездной налоговой проверки. А в нашей стране, по всей видимости, пока не встречалось такого налогового инспектора территориальной налоговой инспекции, который сможет не только прочесть ФЗ «О лотереях», но и вникнуть в его положения и соотнести их с финансово-хозяйственной деятельностью проверяемой организации. И даже при выявлении такого факта, налоговый инспектор не сможет привлечь к ответственности реального организатора, потому как территориальные налоговые органы не являются уполномоченными органами в лотерейной области.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментарий РСЛ: Внимание! С мая 2009 года территориальные налоговые инспекции наделены некоторыми контролирующими полномочиями в области проведения лотерей. Информация по теме: Проверять отчетность о лотереях будет теперь территориальная налоговая инспекция
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тем не менее, вряд ли субъекты рекламного рынка намеренно нарушают законодательство. Происходит это, в первую очередь, из-за сложности понимания положений ФЗ «О лотереях», положения которого сами сотрудники уполномоченных органов трактую по-разному. Ну и, конечно, в целях экономии. Передача права собственности на призовой фонд (допустим, перечисление денежных средств на закупку призов в составе агентского вознаграждения), чревата включением призового фонда в состав налогооблагаемой базы рекламного агентства.
Таким образом, необходимо учитывать, что сумма призового фонда, перечисляемая на расчетный счет компании-организатора, должна быть увеличена на сумму налогов. А это значит, что при планировании стимулирующей лотереи необходимо продумать движение финансовых потоков, так как организатор лотереи должен формировать приобретать призы за счет собственных средств.
А если заказчиков у стимулирующей лотереи несколько?
Еще более сложная ситуация возникает, когда призы для проведения стимулирующей лотереи выделяют несколько компаний. Суть таких отношений близка к понятию «совместная деятельность».
В соответствии с пунктом 1 статьи 1041 ГК РФ «по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели».
Однако, по нашему мнению, заключение договора простого товарищества чаще всего нецелесообразно, так как усложняет правоотношения сторон, переносит деятельность в особый режим налогообложения. Действующее законодательство предоставляет право заключать подобные договоры, но ни в коем случае не обязывает заключать соглашения о совместной деятельности в тех или иных случаях.
Заключение договора простого товарищества можно заменить заключением договора с каждой компанией, которая собирается предоставить призы для проведения рекламной акции. Причем лучше заключать договоры не на проведение стимулирующей лотереи, что повлечет необходимость организации и проведения нескольких стимулирующих лотерей, а договоры на оказание рекламных услуг.
Подведем итоги:
Проведение стимулирующей лотереи при условии соблюдения всех требований действующего законодательства:
1. В целях обеспечения юридической чистоты правоотношений все компании, которые предоставляют призы, заключают с рекламным агентством договоры на оказание рекламных услуг, перечисляя призовой фонд, увеличенный на сумму налогов. В договоре оговаривается, что информация о заказчике размещается рекламным агентством при проведении любых рекламных и стимулирующих мероприятий в определенный период.
2. Компания, которая перечисляет наибольший призовой фонд и оплачивает рекламные услуги в большей мере, заключает с рекламным агентством договор на оказание услуг по организации и проведению стимулирующей лотереи. Стоимость призового фонда включается в вознаграждения рекламного агентства и увеличивается на сумму налогов. В договоре предоставляется право рекламному агентству предоставлять информацию об иных торговых марках и брендах.
3. Далее рекламное агентство организует и проводит стимулирующую лотерею в юридическом плане от собственного имени. На рекламных материалах указывается информация об агентстве как об организаторе, а также все бренды, участвующие в акции.
Что делать с крупными призами, которые уже закуплены?
Можем предложить следующие варианты:
1. Рекламное агентство может выкупить призы у компании, которая их предоставляет по заниженной стоимости. В таком случае победитель будет платить меньше налог с выигрыша (35% от стоимости приза). Но этот вопрос должен пройти согласование с бухгалтерией компании, у которой будут выкуплены призы, так как продажа имущества по заниженной стоимости может вызвать вопросы при проведении налоговой проверке.
2. На те призы, переход права собственности которых затруднен (автомобили, недвижимость), рекламное агентство выдает сертификаты, подтверждающие оплату на определенную сумму у определенного поставщика. Затем участник заключает договор купли-продажи с собственником имущества, а рекламное агентство производит оплату.
Каким образом можно уменьшить налогообложение призового фонда?
Существуют следующие «безналоговые» способы передачи денежных средств, которые необходимо направить на приобретение призового фонда:
· наличными денежными средствами,
· в качестве займа (который затем не будет возвращен),
· вклад в уставный капитал вновь создаваемого юридического лица, которое может выступить организатором стимулирующей лотереи,
· получение призов по договору купли-продажи (который затем не будет оплачен).
Все эти способы являются относительно «безналоговыми», поэтому требуют обязательного согласования с финансово-хозяйственной и юридической службами заказчика.
------------------------------------------------------------
© Новикова Светлана
Электронный журнал "Русские Лотереи" № 59 от 01.03.2009 года
При использовании текста указывать автора и давать активную ссылку на сайт www.rusloterei.ru
К списку статей
|