+7 495 /532-13-32

Он-лайн 644237732
info@rusloterei.ru

наши блоги:
Instaport
фyoutube icon main В iOS 6 не будет приложения YouTube
Анализ маркетингового мероприятия "Даешь стране газоны!" в разрезе лотерейного законодательства

УТВЕРЖДЕНО

Общество с ограниченной ответственностью «Русские стимулирующие лотереи»


ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
"Анализ маркетингового мероприятия в разрезе лотерейного и рекламного законодательства"

Оглавление

Поставленные вопросы

Общие положения

Представленные документы

Нормативно-правовые источники

Фактические обстоятельства

Правовая экспертиза

1. Является ли Мероприятие лотереей (включая стимулирующую лотерею) в соответствии с действующим законодательством?

1.1. Является ли Мероприятие лотереей?

1.2. Является ли Мероприятие стимулирующей лотереей?

2. Какие разрешительные процедуры устанавливает действующее законодательство в отношении Мероприятия?

2.1. Определение Мероприятие как вида деятельности

2.2. Установлена ли законом необходимость получения разрешения (лицензии) уполномоченных органов перед проведением Мероприятия

2.3. Установлена ли законом необходимость подачи в уполномоченный орган уведомления о проведении планируемого мероприятия

Резюме

 

Поставленные вопросы

1. Является ли планируемое мероприятие «Даешь стране газоны!» [название мероприятия изменено в целях соблюдения конфиденциальности] лотереей (включая стимулирующую лотерею) в соответствии с действующим законодательством.

2. Какие разрешительные процедуры предусматривает действующее законодательство в отношении планируемого к проведению мероприятию, в том числе:

2.1.необходимость получения разрешения уполномоченных органов перед проведением планируемого мероприятия;

2.2.необходимость подачи в уполномоченный орган уведомления о проведении планируемого мероприятия.

 

Общие положения

1. Настоящее Юридическое заключение (далее по тексту «Заключение») представляет собой предварительную правовую оценку фактических и формальных обстоятельств, связанных с поставленными вопросами.

2. Исполнитель настоящего Заключения ставит интересы Заказчика выше собственных и намерен выполнять свои обязательства честно, компетентно и независимо.

3. Настоящее Заключение составлено применительно к законодательству Российской Федерации, действующему на период составления настоящего Заключения.

4. Клиент имеет право по итогам рассмотрения настоящего Заключения требовать от Исполнителя представления дополнительной информации, а также ссылок на нормативные акты по каждому пункту настоящего Заключения в рамках законодательства о лотереях, действующего на территории Российской Федерации. В зависимости от изменения объема сведений и вновь открывшихся обстоятельств настоящее Заключение может быть изменено, уточнено и дополнено.

 

Представленные документы

Правила проведения мероприятия, являющиеся неотъемлемым приложением к настоящему Заключению (далее по тексту «Правила»).

 

Нормативно-правовые источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту «ГК РФ»).

2. Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту «ФЗ «О рекламе»).

3. Федеральный закон от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» (далее по тексту «ФЗ «О лотереях»).

4. Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту «ФЗ «О лицензировании»).

 

Фактические обстоятельства

Заказчиком в целях привлечения внимания к торговой марке «Хорошее пиво» [название продукции изменено в целях соблюдения конфиденциальности] принято решение о проведении мероприятия под наименованием «Даешь стране газоны!» в соответствии с утвержденными Правилами (далее - Мероприятие).

Как заявлено в пункте 1 Правил, Мероприятие является акцией, направленной на популяризацию и продвижение продукции торговой марки «Хорошее пиво», принадлежащей ЗАО «Отличная пивоваренная компания»», и проводится с целью привлечения внимания к торговой марке «Хорошее пиво».

К участию в Мероприятии допускаются физические лица, достигшие 18-летнего возраста, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на ее территории (пункт 4 Правил).

В соответствии с пунктом 6 Правил Мероприятие планируется к проведению в следующем порядке:

1. Укладка Организатором в месте проведения Мероприятия искусственного газона.

2. Торжественное открытие Мероприятия.

3. Организация пункта проката сопутствующих для отдыха на газоне материалов (шляпы-зонтики от солнца, коврики для сидения на газоне, настольные игры).

4. Активности на площадке (флеш-моб).

В соответствии с пунктами 5 и 7 Правил для участия в Мероприятии потенциальному участнику необходимо прийти на заявленную площадку в своем городе в день проведения Мероприятия в установленные Организатором день и время.

В соответствии с пунктом 9 Правил Организатор обязан провести Мероприятие в соответствии с Правилами и вправе не допустить лицо, в случае, если он не может подтвердить свой возраст соответствующим документом, а также если лицо совершает противоправные действия на территории проведения Мероприятия или находится в состоянии алкогольного и/или наркотического опьянения.

В соответствии с пунктом 12.7 Правил в рамках Мероприятия не разыгрывается призовой фонд, участники не получают никаких выигрышей или призов.

 

Правовая экспертиза
 

1. Является ли Мероприятие лотереей (включая стимулирующую лотерею) в соответствии с действующим законодательством?
 

1.1. Является ли Мероприятие лотереей?

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «О лотереях» лотерея – это «игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи».

Понятие игры действующим законодательством юридически не определено, за его толкованием обратимся к устоявшемуся, общеупотребительному значению слова: игра – это деятельность, производимая ради сопряженного с ней удовольствия, независимо от полезной цели (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефронта).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1063 ГК РФ лотерея – это не просто игра, это игра, основанная на риске. Действующее законодательство понятие «риск» также юридически не определяет. В. Даль дает такое толкование слова «рискнуть» - пускаться наудачу, на неверное дело, наудалую, отважиться, идти на авось, делать что без верного расчета, подвергаться случайности, действовать смело, предприимчиво, надеясь на счастье (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля).

Таким образом, так как законодатель оставляет понятие для диспозитивного трактования, определим понятие «риск» для использования в лотерейной области как возможность появления обстоятельств, обусловливающих неуверенность или невозможность получения права на выигрыш.

В соответствии с ГК РФ отношения между организатором лотереи и ее участником основаны на договоре (пункт 1 статьи 1063). В соответствии с законом договор между организатором и участником игр заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции или иного документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пункт 1 статьи 2 ФЗ «О лотереях»). Таким образом, обязательная письменная форма договора не установлена, порядок его заключения устанавливается организатором.

Пункт 2 указанной статьи определяет понятие выигрыша. Выигрыш – это «часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи».

Пункты 3 и 4 указанной статьи соответственно устанавливают понятия призового фонда и розыгрыша лотереи:

призовой фонд лотереи – «совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи».

розыгрыш призового фонда лотереи – «процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши».

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами, можно выделить следующие определяющие признаками лотереи:

1. мероприятие проводится в виде игры;

2. проводимая игра основана на риске;

3. наличие призового фонда;

4. случайное определение выигравших участников путем проведения розыгрыша.

Рассмотрим планируемое Мероприятие на соответствие каждому признаку лотереи отдельно.

1. Мероприятие по своей сути направлено на развлечение участников, а значит, сопряжено с получением удовольствия. Таким образом, планируемое Мероприятие является игрой.

2. Мероприятие не может быть признано игрой, основанной на риске, так как из Правил следует, Мероприятии не сопряжено с риском невозможности получения права на выигрыш ввиду отсутствия каких-либо выигрышей.

3. Согласно пункту 6 Правил призовой фонд при проведении Мероприятия не формируется.

4. При проведении Мероприятия случайного определения выигравших участников путем проведения розыгрыша не производится. В соответствии с пунктом 12.7 Правил в рамках Мероприятия не разыгрывается призовой фонд, участники не получают никаких выигрышей или призов.

Признак лотереи

Соответствие мероприятия признаку

1

Мероприятие проводится в виде игры

Да

2

Проводимая игра основана на риске

Нет

3

Наличие призового фонда

Нет

4

Проведение розыгрыша

Нет

Анализ проводимого Мероприятия показал, что оно по своей сути не соответствует трем определяющим признакам лотереи, установленным в пункте 1 статьи 2 ФЗ «О лотереях» и пункте 1 статьи 1063 ГК РФ:

· не является игрой, основанной на риске;

· отсутствует призовой фонд;

· не сопряжено с проведением розыгрыша призового фонда.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Мероприятие не является лотереей.
 

1.2. Является ли Мероприятие стимулирующей лотереей?

В соответствии с содержанием подпункта 2 пункта 3 статьи 3 ФЗ «О лотереях» стимулирующей лотереей признается лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств Организатора лотереи. Понятие лотереи устанавливает пункт 1 статьи 2 ФЗ «О лотереях».

Как следует из ФЗ «О лотереях», стимулирующая лотерея – это определенный вид лотереи, который соответствует всем признакам лотереи и подразумевает отсутствие платы за участие.

В пункте 1.1 настоящего Заключения установлено, что Мероприятие требованиям пункта 1 статьи 2 ФЗ «О лотереях», определяющим понятие лотереи, не соответствует. Таким образом, Мероприятие стимулирующей лотереей не является.
 

2. Какие разрешительные процедуры устанавливает действующее законодательство в отношении Мероприятия?

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 ГК РФ коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Правоотношения, связанные с осуществлением лицензирования отдельных видом деятельности, определяет ФЗ «О лицензировании». Необходимость получения разрешения на проведение той или иной деятельности может быть установлено только федеральным законом.

Таким образом, решающее значение имеет необходимость определения планируемого Организатором Мероприятия вида деятельности.
 

2.1. Определение Мероприятие как вида деятельности

Пункт 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» устанавливает, что реклама – это «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».

Организатор Мероприятия в пункте 1 Правил заявляет в качестве его цели популяризацию и продвижение продукции торговой марки «Хорошее пиво», а также привлечение внимания к продукции. В пункте 4 Правил Организатор устанавливает, что Мероприятие проводится среди любых лиц, соответствующих требованиям, установленным в Правилах.

Формулируя цель проведения Мероприятия, Организатор использовал, как установленные действующим законодательством формулировки (продвижение продукции), так и специфические термины, используемые в деловом обороте в сфере рекламы (популяризация).

Исходя из общего смысла планируемого Мероприятия, а также определений данных в толковых словарях, можно с достоверностью утверждать, что планируемое Мероприятие – это определенная форма рекламы товара. Как гласит толковый словарь Ушакова популяризировать что-нибудь – «агитируя, сделать (делать) широко известным, всем понятным что-н., разъяснить (разъяснять) цели и задачи чего-н.».

В Правилах также заявлена цель, четко соответствующая пункт 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» - привлечение внимания к продукции. Соответственно, следует предположить, что в рамках Мероприятия будет распространяться информация о Продукции и Организаторе.

Уполномоченный государственный орган в области рекламы – Федеральная антимонопольная служба РФ – в письме от 05.04.2007 № АЦ/4624 указывает, что под неопределенным кругом лиц законодатель подразумевает те лица, которые не могу быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу объекта рекламирования.

Пункт 10 Правил устанавливает, что информирование потенциальных участников Мероприятия об условиях участия происходит посредством размещения полных Правил в сети интернет, что подразумевает неопределенность круга лиц, а пункт 4 Правил устанавливает, что к участию в Мероприятии допускаются физические лица, достигшие 18-летнего возраста, граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на ее территории. Таким образом, реклама о самом Мероприятии направлена неопределенному кругу лиц, которые могут явиться и участвовать в Мероприятии, руководствуясь собственным желанием. Таким образом, Организатор заранее не может определить состав участников Мероприятия, а значит, рекламная информация, распространяемая при проведении Мероприятия, также будет направлена неопределенному кругу лиц.

Таким образом, исходя из смысла планируемого Мероприятия и заявленных Организатором целей, планируемое Мероприятие является рекламой Продукции, проводимой от имени производителя Продукции в форме игры (рекламной игрой, не основанной на риске и не связанной с проведением розыгрыша призового фонда).
 

2.2. Установлена ли законом необходимость получения разрешения (лицензии) уполномоченных органов перед проведением Мероприятия

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» правоотношения в сфере рекламы определяются указанным федеральным законом. ФЗ «О рекламе» не требует получения разрешения уполномоченных органов на проведение Мероприятия.

ФЗ «О лицензировании», который регулирует отношения в области осуществления видов деятельности, подлежащих лицензированию, не относит Мероприятие к лицензируемым видам деятельности.

Требования ФЗ «О лотереях» на Мероприятие не распространяются, так как Мероприятие не является лотереей (включая стимулирующую).

Таким образом, проведение Мероприятия не требует предварительного получения разрешения (лицензии) какого-либо уполномоченного государственного органа.
 

2.3. Установлена ли законом необходимость подачи в уполномоченный орган уведомления о проведении планируемого мероприятия

ФЗ «О рекламе» не требует специального уведомления уполномоченных органов на проведение Мероприятия.

Требования ФЗ «О лотереях» на Мероприятие не распространяются, так как Мероприятие не является лотереей (включая стимулирующую).

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает при проведении Мероприятия необходимости подачи уведомления в уполномоченный орган.

 

Резюме

1. Планируемое мероприятие «По газону ходить!» в соответствии с действующим законодательством не является лотереей (включая стимулирующую лотерею).

2. Действующее законодательство в отношении планируемого к проведению мероприятию «По газону ходить!» не предусматривает никаких разрешительных процедур, в том числе:

2.3.не предусматривает необходимости получения разрешения уполномоченных органов перед проведением планируемого мероприятия;

2.4.не предусматривает необходимости подачи в уполномоченный орган уведомления о проведении планируемого мероприятия.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Как устанавливает пункт 2 статьи 49 ГК РФ, ограничение прав юридического лица может быть произведено лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Таким образом, так как действующее законодательство не запрещает проведение Мероприятия, не устанавливает каких-либо ограничений при его проведении, Организатор вправе свободно проводить Мероприятие в соответствии с утвержденными Правилами.

 

   
всё только о рекламных акциях с призами и розыгрышами
   
    © 2006 - 2017 Руслотереи info@rusloterei.ru
юридическая поддержка: "Деловой город (юриспруденция)"