Основные нормативные правовые акты по организации и проведению лотерей:
Федеральный закон от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях», постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 № 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях», приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 09.08.2004 № 65н «О лотерейных билетах», приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 09.08.2004 №66н «Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей», решение Барнаульской городской Думы от 03.06.2004 № 493 «Об утверждении Положения об организации и проведении лотерей на территории муниципального образования г.Барнаула».
Согласно Федеральному закону от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях»:
- лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи;
- организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту);
- оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.
Лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:
а) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея);
б) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи.
Организация и проведение лотереи,
право на участие, в которой не связано с внесением платы и призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи
(стимулирующая лотерея).
Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в Комитет не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи организатором лотереи направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи, в котором указываются срок, способ, территория проведения стимулирующей лотереи, организатор лотереи, наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.
Примерная форма текста уведомления:
Настоящим уведомляем Вас о том, что в период с (дата начала проведения лотереи) по (дата окончания проведения лотереи) (организационно-правовая форма и название организации-организатора) намерено провести в г.Барнауле стимулирующую лотерею (наименование, если имеется). Розыгрыш призов состоится среди (участники лотереи), приобретших товар, (воспользовавшихся услугой) (адрес места приобретения товара, услуги), (территория, дата проведения розыгрыша).
К уведомлению прилагаются следующие документы:
2.1.Утвержденные организатором стимулирующей лотереи условия стимулирующей лотереи:
2.1.1. наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;
2.1.2. указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;
2.1.3. наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
2.1.4. сроки проведения стимулирующей лотереи;
2.1.5. права и обязанности участников стимулирующей лотереи;
2.1.6. порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
2.1.7. порядок и сроки получения выигрышей;
2.1.8. порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.
2.2. Описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях.
2.3. Описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
2.4.Описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником.
2.5. Описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения.
2.6. Засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи.
2.7. Порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
2.8. Выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.
2.9. Сведения об открытии счетов в кредитной организации.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в Комитет (Ленина, 17 (кабинет № 24)) не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
Во исполнение Приказа Минфина России от 09.08.2004 № 66н «Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей» организаторы негосударственных лотерей обязаны ежеквартально и ежегодно представлять в Федеральную налоговую службу отчеты о проведении негосударственных лотерей.
Комитет в течение 15 (пятнадцати) дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
3.1. Представление неполного комплекта документов
3.2. Несоответствие представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации.
3.3. Представление недостоверных сведений.
3.4. Наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Указание о запрете проведения стимулирующей лотереи направляется (вручается) организатору лотереи в письменной форме с указанием причин отказа в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи.
В случае отсутствия оснований для запрета проведения стимулирующей лотереи, Комитет в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи вносит в реестр лотерей на территории муниципального образования г. Барнаула (далее – реестр лотерей) информацию о проведении стимулирующей лотереи с присвоением регистрационного номера лотереи.
По просьбе организатора Комитет направляет (вручает) в письменной форме информацию о внесении в реестр лотерей записи о проведении стимулирующей лотереи и присвоении ей регистрационного номера.
С целью включения муниципальных лотерей в государственный реестр региональных лотерей Алтайского края, Комитет ежеквартально передает информацию из реестра лотерей вуполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации и проведения региональных лотерей, - управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры направляет информацию о зарегистрированных региональных лотереях в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти – Федеральную налоговую службу для внесения данных лотерей в Единый государственный реестр лотерей (www.nalog.ru).
Организация и проведение лотереи,
право на участие в которой связано с внесением платы,
за счет которой формируется призовой фонд лотереи
Право на проведение лотереи возникает с момента получения организатором лотереи разрешения на проведение лотереи.
Для получения разрешения на проведение лотереи организатор лотереи представляет в Комитет заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи, в котором указываются срок проведения лотереи и вид лотереи, с приложением следующих документов:
1) условия лотереи;
2) нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах);
3) макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков;
4) правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;
5) технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи;
6) описание и технические характеристики лотерейного оборудования (включая эксплуатационные документы с указанием контрольных сумм используемого программного обеспечения и документ, подтверждающий выполнение требований по контролю отсутствия недекларированных возможностей в указанном программном обеспечении);
7) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов заявителя;
8) бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи;
9) выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;
10) порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов;
11) порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов;
12) порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;
13) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Заявление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором лотереи в Комитет (Ленина, 17 (кабинет № 24)).
Комитет принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи в течение двух месяцев со дня поступления заявления о предоставлении указанного разрешения со всеми необходимыми документами и не позднее чем через три дня со дня принятия соответствующего решения направляет (вручает) заявителю уведомление о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи (с указанием причин отказа).
К уведомлению о выдаче разрешения на проведение лотереи прилагается выписка из реестра лотерей на территории муниципального образования города Барнаула.
Комитет вправе принять решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по одному из следующих оснований:
1) несоответствие документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям федерального закона;
2) представление заявителем недостоверных сведений;
3) наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов;
4) возбуждение в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).
Одновременно с выдачей разрешения на проведение лотереи Комитет вносит в реестр лотерей на территории муниципального образования города Барнаула информацию о лотерее.
С целью контроля за проведением лотереи Комитет вправе проводить плановые и внеплановые проверки организатора (оператора) лотереи на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации, а также направлять своих представителей для работы в составе тиражной комиссии.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год.
Внеплановая проверка может проводиться в случае:
необходимости проверки достоверности представленных сведений;
получения уполномоченным органом, выдавшим разрешение на проведение лотереи, от органов государственной власти информации о нарушении организатором лотереи при проведении лотереи требований действующего законодательства Российской Федерации;
обращения участников лотереи с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.
При проведении проверки организатор (оператор) лотереи обязан предоставлять документы, сведения и объяснения, необходимые для ее проведения.
Организатор (оператор) лотереи обязан предоставить беспрепятственный доступ проверяющих к необходимой документации, к лотерейному оборудованию и обеспечить условия проведения проверки и присутствие соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается организатору (оператору) лотереи.
В случае выявления при проведении лотереи нарушения организатором лотереи условий лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации Комитет выносит решение об устранении организатором лотереи выявленного нарушения в срок, не превышающий 30 календарных дней.
В случае неисполнения организатором лотереи решения Комитета, а также в случае представления организатором лотереи неполной или недостоверной информации, Комитет выдает организатору лотереи предписание с указанием срока устранения организатором лотереи нарушений, повлекших за собой выдачу предписания.
В случае неоднократного или грубого невыполнения организатором лотереи требований предписания, а также при выявлении следующих нарушений:
1) нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи. Под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи;
2) нарушение организатором лотереи требований Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» и условий лотереи;
3) невыполнение обязательных нормативов лотереи, установленных статьей 10 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».
Комитет вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи, с одновременным вынесением решения о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи до вступления в законную силу решения суда.
Комитет вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении действия лотереи до вступления в законную силу решения суда в следующих случаях:
нарушение организатором лотереи условий лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации;
представление организатором лотереи в уполномоченный орган неполной или недостоверной информации.
В части административной ответственности за нарушение законодательства о лотереях, статьей 14.27 Федерального Закона от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях» и кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено следующее:
1. Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
2. Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
3. Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда».
|