Говоря о правах и интересах участников стимулирующих лотерей, возможность защиты которых закреплена законодательно, необходимо помнить следующее.
В п. 1 ст. 1063 ГК говорится буквально следующее: требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, не подлежат судебной защите. Однако, в этой же норме содержится указание на два исключения из указанного правило, одно из которых имеет непосредственное отношение к нашему предмету: в случае неисполнения организатором лотереи обязанности по предоставлению выигрыша участнику, признанному в соответствии с условиями лотереи выигравшим, такой участник вправе требовать такой выплаты, а также убытков, причиненных нарушением договора со стороны организатора.
Таким образом, основная цель участника стимулирующей лотереи – получение выигрыша – находится под защитой государства; это означает, что участник может обратиться с иском в суд к организатору лотереи в случае если он был признан выигравшим в соответствии с условиями лотереи и не получил свой приза в установленные сроки.
Законодатель также подчеркивает возможность взыскания убытков, причиненных неполучением выигрыша; ими, в частности, могут являться: транспортные расходы, расходы на услуги специалистов, сбор информации, упущенная выгода.
Есть также основания полагать, что, при неисполнении организатором обязанности по выплате денежного выигрыша, на сумму, взыскиваемую в судебном порядке, могут быть начислены проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ. При этом началом течения срока неправомерного удержания подлежащих уплате денежных средств должен считаться день, следующий за днем, установленном в условиях лотереи в качестве крайнего срока выплаты выигрышей; если такой срок в условиях не указан – по истечении 10-дневного срока с момента определения результатов лотереи (п. 4 ст. 1063 ГК).
Хотя Гражданский кодекс РФ и ограничил круг защищаемых в судебном порядке прав участников лотерей только правом на истребование выигранного приза, существует еще и способ внесудебной защиты прав участников лотерей, выражающийся в административной процедуре. Необходимо оговориться, что в таком случае защита ограничивается возможным наложением взыскания на организатора лотереи со стороны государства в лице его уполномоченного органа и не может носить для участника компенсационного характера; тем не менее, такой способ выполняет превентивную роль, что в целом должно повысить уровень соблюдения прав лиц, участвующих в лотерее.
Основной процедурой административного контроля, призванной отследить и обеспечить соблюдение организатором условий лотереи и прав участников, является проверка организатора уполномоченным государственным органом, которым в настоящее время является Федеральная налоговая служба РФ. Порядок осуществления процедуры проверок содержится в Приказе Министерства финансов РФ от 09.08.04 № 66н «Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей»[1]; конкретнее – в приложении № 4 к данному Приказу, определяющего «Правила проведения стимулирующей лотереи». В частности, пункт 5 приведенных Правил устанавливает основания и порядок проведения проверок организаторов стимулирующих лотерей:
Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, зарегистрировавший проведение стимулирующей лотереи, с целью контроля за проведением лотереи вправе проводить плановые и внеплановые проверки организатора (оператора) лотереи на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации.
Срок проведения проверки, состав группы проверяющих и ее руководитель, состав группы представителей для участия в работе тиражной комиссии и ее руководитель определяются в приказе уполномоченного органа, выдавшего разрешение на проведение лотереи.
Проверка соответствия стимулирующих лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации осуществляется по представленным в Федеральную налоговую службу отчетам организаторов (операторов) лотерей, а также при проверке организатора (оператора) лотереи представителями соответствующего уполномоченного органа.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год по утвержденному уполномоченным органом плану.
Внеплановая проверка может проводиться в случае:
- необходимости проверки достоверности представленных сведений;
- получения уполномоченным органом, зарегистрировавшим проведение стимулирующей лотереи, от органов государственной власти информации о нарушении организатором лотереи при проведении лотереи требований действующего законодательства Российской Федерации;
- обращения участников лотереи с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.
Также в приказе кратко излагается порядок проведения проверки, обязанности проверяемого лица, требование к составлению акта и т.д.
Кроме того, указанные Правила содержат указание на возможность осуществления уполномоченным органом еще одной из форм контроля за организаторами (операторами) лотерей, а именно проверки работы тиражных комиссий лотерей посредством проверки представленных организатором лотереи документов о проведении тиража (протокол) либо посредством выезда представителя уполномоченного органа для контроля за проведением тиража.. При проведении стимулирующей лотереи с использованием лотерейного оборудования уполномоченный орган осуществляет проверку эксплуатационных документов, в которых указываются контрольные суммы используемого программного обеспечения, а также документа, подтверждающего выполнение требований по контролю отсутствия недекларированных возможностей в указанном программном обеспечении.
Для реализации меры по предотвращению нарушения организатором лотереи, законодательства Российской Федерации о лотереях, в частности, нарушений прав участников лотереи уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении действия стимулирующей лотереи до вступления в законную силу решения суда в следующих случаях:
1) нарушение организатором лотереи условий лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации;
2) представление организатором лотереи в уполномоченный орган неполной или недостоверной информации.
|