Стимулирующими мы (сотрудники компании "Русские Стимлуирующие Лотереи") называем те рекламные акции, в рамках которых участникам выдаются призы. Причем выдаются они тем участникам, которые совершили определенные действия, установленные в условиях акции.
Общими признаками стимулирующих акций являются то, что они должны быть направлены на стимулирование продаж какого-либо товара, работы или услуги, организатор определяет призовой фонд и устанавливает действия (работу, результаты), которые должен совершить (выполнить, достичь) участник.
С одной стороны, стимулирующие акции привлекают покупателей, так как процесс покупки совмещается с игрой, с возможностью получить приз. Подобные акции напрямую обращаются к инстинктам, в той или иной мере присущим каждому: к азарту и любви к бесплатной наживе, «халяве». В древности эти инстинкты помогали выживать человеку – они стимулировали охотника добывать пищу в объеме большем, чем тот, в котором он нуждался лично, так еда доставалась и тем членам стаи, которые не могли охотиться. Теперь эти инстинкты для выживания не актуальны и далеко запрятаны в нашем сознании, но каждый из нас чувствовал их пробуждение. Удовольствие, которое мы получаем при получении пусть даже незначительного бесплатно доставшегося нам подарка, заставляет нас принимать участие в подобных мероприятиях.
С другой стороны, в наше время уже мало кто верит в чудеса и в то, что розыгрыши призов проводятся честно, а конкурсная комиссия не подтасовывает результаты. И получается так, что вроде бы и организаторы дорожат своей репутацией и хотят провести добросовестную акцию, и потенциальные покупатели рады бы поучаствовать в борьбе за призы, особенно учитывая, что шансов выиграть, по сравнению с обычными лотереями, намного больше, но… Основная масса потребителей проходит мимо призывов «купи и выиграй».
Исходя из анализа проведенных под контролем нашей компанией розыгрышей призов, мы можем констатировать, что у подобных рекламных акций достаточно невысокий процент «отклика» участников. Порой затраты на проведение акции неоправданно превышают эффект от ее проведения, и по сути сложно их называть «стимулирующими».
Так, самый большой призовой фонд, розыгрыш которого мы проводили, - четыре миллиона рублей – разыгрывался среди немногим больше четырех тысяч участников. И это при условии того, что акция проводилась всемирно известной и хорошо раскрученной в России маркой, и у акции была хорошая рекламная поддержка, в том числе и на телевидении.
По нашему мнению, есть выход из сложившейся ситуации. Организаторы должны проводить свои промо-мероприятия в соответствии с действующим законодательством, излагать условия участия доступно для понимания, применять понятные и «прозрачные» технологии выбора победителей. Участники же должны знать свои права и не принимать участия в сомнительных акциях.
Виды стимулирующих акций
Публичное обещание награды
Если организатор выдает установленное им вознаграждение каждому, кто совершил указанное организатором действие в установленный срок (приобрел определенное количество товара, прислал штрих-код и т.д.), такая стимулирующая акция проводится в рамках публичного обещания награды.
Отношения организатора и участников таких стимулирующих акций регулируются гражданским законодательством, в частности, главной 56 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Этот вид акций часто используется для продвижения потребительских товаров, реализуемых в розничной сети и, обычно, не вызывает у участников каких-либо опасений. Правила таких акций просты и понятны каждому, а призы зачастую выдаются в местах совершения продаж.
Минусом стимулирующих акций, проводимых в рамках публичного обещания награды, является невысока стоимость выдаваемых призов, что, конечно же, не способно вызвать в покупателе азарт.
Каждый товаропроизводитель мечтает, чтобы товары сметались с полок. Подобный эффект могут производить только акции, в которых можно получить по-настоящему стоящий приз, подобные акции проводятся по правилам публичного конкурса или стимулирующей лотереи.
Публичный конкурс
Если участнику необходимо выполнить и направить организатору работу (написать рассказ, разместить фотографию, мелодию, пройти игру и т.д.), а организатор устанавливает способ оценки работ (конкурсная комиссия, голосование на сайте и т.д.), и вознаграждение вручается тому, кто выполнил лучшую работу – это публичный конкурс.
Отношения участников и организаторов регулируются главой 57 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Организатор обязан установить существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.
Такая форма проведения стимулирующих акций встречается достаточно редко. Исходя из нашего опыта работы, на один публичный конкурс приходится порядка тридцати стимулирующих лотерей (о них пойдет речь ниже). Часто к такому виду стимулирующей акции, как публичный конкурс, организаторы прибегают вынуждено, так как действующее законодательство предъявляет более мягкие требования, по сравнению со стимулирующими лотереями, за проведением которых установлен государственный контроль.
Участниками публичных являются активные люди, готовые потратить свободное время на выполнение творческого задания и не боящиеся публичной оценки результатов своего труда. Таким образом, стимулирующие акции, проводимые в виде публичных конкурсов, не могут рассчитывать на массовое внимание потребителей.
Также немаловажным фактором, отпугивающим от подобных акций потребителей, является то, как организаторы проводят определения победителей.
Наиболее распространенные формы определения победителя стимулирующих акций, проводимых в виде публичного конкурса:
- победителя определяет конкурсная комиссия, причем ее состав держится в тайне;
- победитель определяется путем открытого голосования (чаще всего – на промо-сайте);
- победитель определяется по объективно лучшим результатам (больше всех набрал очков, собрал упаковок и т.д.).
Первый и второй способ обладают рядом недостатков:
- В первом случае – это то, что конкурсная комиссия часто анонимна и ее компетентность и незаинтересованность в конечном результате вызывает справедливое сомнение участников.
- Во втором случае – то, что интернет-технологии в настоящее время несовершенны и порядок голосования вызывает много вопросов, участники пытаются «накручивать» голоса, организаторы снимают «накрученные» голоса, что не всегда получается сделать идеально и вызывает много нареканий со стороны добросовестных участников.
Также к конфликту может привести то, что организаторы размещают условия таких конкурсов чаще всего в интернете. Сеть, как известно, характеризуется своей изменчивостью и невозможностью фиксации даты изменения той или иной информации. Любая нестабильность является благоприятной почвой для конфронтации.
Хорошим примером такого конфликта является спор, возникший у организатора стимулирующей акции «Открой мир с чистой кожей!», с одним из своих участников (Юрий). Задание конкурса заключалась в необходимости разместить фотографии и истории на сайте акции, победитель определялся открытым голосованием. Выполненная Юрием работа набрала наибольшее количество голосов, однако, организатор отказался признать его победителем, так как размещенная Юрием фотография не соответствовала требованиям условий конкурса – он был изображен на фотографии один, в то время как условия требуют представления фотографии с друзьями. Как утверждает Юрий, организатор по ходу проведения акции изменил ее условия, уже после того, как многие участники, в том числе он, зарегистрировались на сайте и разместили свои работы. Однако организатор утверждает, что условия конкурса не менялись.
Исходя из анализа первоначально размещенных условий конкурса, которые, как заявляет Юрий, он взял с сайта акции, можно предположить следующую логику действий организатора акции. Изначально, планируя акции «Открой Мир с Чистой Кожей!», организатор, по всей видимости, предполагал, что акция является стимулирующей лотереи. Что прямо следует из первоначальных условий акции – она там прямо именуется «лотерея». Однако акция является по своей сути публичным конкурсом, так как розыгрыш призов в ней отсутствует – победитель определяется голосованием.
Стимулирующая лотерея проводится с обязательным предварительным уведомлением регистрирующего органа. По всей видимости, организатор подал в регистрирующий орган уведомление и начал свою акцию, не дожидаясь ответа. Однако регистрирующий орган, конечно же, не стал регистрировать указанную акцию в качестве стимулирующей лотереи. Это подтверждается тем, что в Реестре всероссийских лотерей, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru, сведения об указанной акции не содержатся.
Далее произошло то, что должно было произойти – регистрирующий орган вынес запрет на проведение лотереи. И вот здесь организатор принял решение проводить акцию уже по правилам публичного конкурса, изменив условия акции. Это случается достаточно часто. Организаторы, получившие по каким-либо причинам запрет на проведение стимулирующей лотереи, трансформируют стимулирующую акцию в публичный конкурс.
В поддержку слов Юрия выступает тот факт, то на сайте конкурса есть фотографии, которые также не соответствуют требованиям условий, в поддержку слов организатора – его репутация.
Как все было на самом деле в случае с Юрием, установит суд. Однако надо сразу сказать, что правоприменительная практика по защите прав участников публичных конкурсов практически отсутствует. И в первую очередь это связано с тем, что законодательная база крайне скудна. Также, благодаря тому, что условия размещались в интернете, Юрию будет крайне сложно представить суду убедительные доказательства, что соглашался он именно с теми условиями, о которых он заявляет. Таким образом, можно констатировать, что свои права участникам публичных конкурсов защищать крайне сложно.
Стимулирующая лотерея
Если победитель определяется случайным образом – по итогам проведения розыгрыша призового фонда или распределения выигрышей между игровыми купонами (сотри защитный слой и определи, стал ли ты победителем), промо-упаковками товара (допустим, когда изображение приза можно найти под крышкой) и т.д. Такая акция является стимулирующей лотереей. Отношения участников и организаторов регулируются гражданским законодательством, а также Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях".
Участники стимулирующих лотерей находятся в наиболее выгодном положении, так как их проведение осуществляется под контролем государства.
Условия стимулирующих лотерей проходят предварительную проверку органами исполнительной власти, которые в случае выявлении нарушения требований законодательства, запретит проведение лотереи. Организатор стимулирующей лотереи обязан подать уведомление о намерении провести стимулирующую лотерею, а также условия лотереи, в уполномоченный орган не позднее, чем за двадцать дней до начала акции. При проведении всероссийских стимулирующих лотерей таким органом является Федеральная налоговая служба, при проведении региональных и местных стимулирующих лотерей – органы, уполномоченные законодателями соответствующего уровня.
Закон предъявляет достаточно жесткие требования к организаторам стимулирующих лотерей: отсутствие задолженности по налогам, предварительное уведомление о проведении лотереи, регистрирующий орган проверяет условия акции и может запретить ее проведение, если условия противоречат законодательству, обязательный аудит организатора стимулирующей лотереи, возможность контроля за проведением розыгрыша, организаторы отчитываются о ходе проведении акции перед тем органом, в который было подано уведомление о проведении лотереи.
Организаторы также несут административную ответственность за нарушение требований законодательства. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 14.27) установлена следующая ответственность организаторов стимулирующих лотерей:
- Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
- Отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Если говорить о маркетинговом преимуществе, то стимулирующая лотерея наиболее выгодна – от участников требуется минимум усилий, а организатор может предоставить крупный приз, возможность выиграть который привлечет большое количество потребителей.
Стимулирующие лотереи в свою очередь подразделяются на:
· Тиражные стимулирующие лотереи, кода призовой фонд разыгрывается единовременно, после того как распространены лотерейные билеты (их заменители в виде промо-упаковки, игровых карт и т.п.) или после того как участники прислали свои заявки на участие в розыгрыше призов (допустим, зарегистрировались на сайте, прислали смс-сообщения, письмо со штрих-кодами и т.п.). Розыгрыш призов проводится в присутствии тиражной комиссии.
· Бестиражные стимулирующие лотереи, в которых выигрышные лотерейные билеты (или их заменители) определяются на стадии изготовления и участник сразу может понять, стал ли он обладателем приза. Примеры механик бестиражных стимулирующих лотерей: под крышкой найти приз, стереть защитный слой на скретч-карте и т.п.
· Комбинированные стимулирующие лотереи, которые объединяют в себе как тиражную, так и бестиражную стимулирующую лотерею.
При проведении стимулирующих лотерей у многих участников также могут возникнуть сомнения, которые связаны с добросовестностью проведения розыгрышей. В настоящий момент организаторы используют следующие механизмы проведения розыгрышей тиражных стимулирующих лотерей:
- лоттотрон, в котором смешиваются игровые карточки с номерами участников или письма участников и т.д., а затем выбираются номера-победители;
- лотерейная программа, которая случайным образом отбирает победителей из базы данных участников;
- выбор победителя определяется внешними событиями (допустим, отношением курса двух валют на определенную дату).
Первые два способа проведения розыгрышей вызывают большие сомнения у участников, особенно, когда розыгрыш проводится закрыто и до участников доводятся только его итоги.
По итогам всего вышесказанного, можно сделать вывод, что права участников более защищены при проведении стимулирующих лотерей, так как государство контролирует проведение стимулирующих лотерей, а публичные конкурсы находятся вне государственного контроля.
Организаторам стимулирующих лотерей, конечно же, неприятны сложности, связанные с организацией лотереи. Не так просто пройти уведомительную регистрацию лотереи, необходимо юридически грамотно формировать условия. Также непросто крупной компании иметь чистый от задолженности перед бюджетом лицевой счет в налоговой инспекции. Да и законодательство о лотереях еще «сырое», практика его применения только формируется.
Но тем не менее, мы рекомендуем не воспринимать эти требования как административные барьеры, а принять их как нормальные требования, направленные на защиту участников. И так же ответственно подходить к проведению стимулирующих акций других видов. Может быть, тогда потребители поймут, что их интересы защищены и исчезнет то недоверие, которое мешает стимулирующим акциям стать по-настоящему массовыми мероприятиями.
-----------------------------------------------------
© Новикова Светлана, 2009 год
Электронный журнал "Русские Лотереи"
При использовании текста указывать автора и давать ссылку на сайт www.rusloterei.ru
К списку статей
|