В соответствии с НК РФ каждый гражданин РФ без дополнительной налоговой нагрузки в течение одного года может получить призы и выигрыши в рамках проводимых рекламных мероприятий, если стоимость их в совокупности не превышает 4 000 рублей (пункт 28 статьи 217 НК РФ).
Рассчитать и уплатить налог необходимо по ставке 35% (ставка установлена пунктом 2 статьи 224 НК РФ).
В общем порядке, в соответствии с пунктом 1 статьи 24 и пунктом 1 статьи 226 НК РФ, налог на доходы, получаемые физическим лицом от организации, исчисляет и удерживает организация, которая в этом случае выступает налоговым агентом. Также налоговый агент обязан вести учет таких выплат и представлять информацию о суммах выплат, начисленном и удержанном налоге в налоговый орган.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр исходя из сумм таких выигрышей самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 226 НК РФ, исчисление и уплата налога налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налогов осуществляется в соответствии со статьей 228 НК РФ.
То есть, Налоговый кодекс устанавливает, что победители лотереи исчисляют и уплачивают налог на доходы от выигрыша самостоятельно, а организаторы лотереи от обязанностей налогового агента освобождены.
Однако, по мнению налоговиков, организатор лотереи является налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц с выигрышей в лотерею. Такая позиция указана в Письмах Минфина от 23 марта 2001 года № 04-04-06/124 и от 14 ноября 2007 № 03-04-06-01/392, Письме МНС РФ от 2 июля 2004 г. N 22-1-15/1134, Письмо УФНС по г. Москве от 24 сентября 2007 г. N 28-11/90580.
В своем Письме от 14.11.07 № 03-04-06-01/392 Минфин утверждает, что стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, и к доходам от участия в ней не могут применяться положения о самостоятельном декларировании указанного дохода физическими лицами. Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» стимулирующая лотерея представляет собой лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи. Таким образом, считают налоговики, раз участник лотереи не вносит плату за участие в ней, то он не рискует потерять внесенные деньги, а стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске. И, соответственно, к доходам от участия в ней не могут применяться положения статьи 228 НК РФ о самостоятельном декларировании указанного дохода физическими лицами.
По мнению специалистов юридической компании «Деловой город (юриспруденция)», позиция ведомств спорная.
Понятие «лотерея» гражданское законодательство прежде всего устанавливает в Законе «О лотереях» в пункте 1 статьи 2 НК РФ, где сказано, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
Также признаки лотереи раскрываются в пункте 1 статьи 1063 ГК РФ. Согласно указанному пункту лотерея – это игра, основанная на риске. Причем, законодатель не уточняет, имеет ли он здесь в виду только лотереи, проводимые с взиманием платы за участие.
К сожалению, действующее законодательство понятие «риск» обходит молчанием. Обратимся к авторитетным знатокам слова. В.Даль дает такое толкование слова «рискнуть» - пускаться наудачу, на неверное дело, наудалую, отважиться, идти на авось, делать что без верного расчета, подвергаться случайности, действовать смело, предприимчиво, надеясь на счастье. Таким образом, понятие «риск» можно определить как возможность появления обстоятельств, обусловливающих неуверенность или невозможность достижения результата, в случае с лотереей – получения выигрыша.
То есть, по мнению специалистов юридической компании «Деловой город (юриспруденция)», нет никаких оснований полагать, что стимулирующая лотерея – это игра, не основанная на риске, и на нее не распространяются положения статей 226, 228, освобождающие организаторов от функций налогового агента.
Таким образом, организатор стимулирующей лотереи не является налоговыми агентом по налогу на доходы физических лиц по отношению к физическим лицам, получившим выигрыши в лотерею. Также организатор стимулирующей лотереи не обязан заводить первичные учетные документы по учету доходов физических лиц, получающих выигрыши, предоставлять соответствующие сведения в налоговую инспекцию, равно как исчислять и перечислять налог на доходы физических лиц в соответствующий бюджет.
О том, что организаторе основанных на риске игр не обязаны исполнять функции налоговых агентов, нашло отражение и в судебной практике: в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 апреля 2004 года по делу № Ф09-1526/04АК (в отношении казино), а также в Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июля 2004 года № А17-1060/5 (в отношении лотерей).
Таким образом, с мнением налоговиков можно поспорить. Однако, по всей видимости, позицию придется отстаивать в суде.
Вообще на практике зачастую достаточно сложно организатору лотереи выполнить функции налогового агента, так как часть призов может быть отправлена почтой, участник может указать о себе неверные сведения, а строгое требование идентификации получателя приза (например, представление паспортных данных) может вообще оттолкнуть участников.
В то же время ответственность за непредставление сведений не так уж и высока – 50 рублей за одного Участника, при этом налоговому органу достаточно сложно будет собрать доказательную базу по данному правонарушению.
Если организатор не хочет вести споры с налоговыми органами, то есть еще один, альтернативный способ сложения обязанностей налогового агента. Обязанности налогового агента организатор может передать оператору стимулирующей лотереи, если последний будет осуществлять выдачу выигрышей, что подтверждается Письмом Минфина России от 18.07.06 № 03-05-01-04/215.
Мы ни в коем случае никого не призываем нарушать закон, но констатируем тот факт, что многие организаторы идут на такие расходы и не представляют налоговикам информацию о победителях.
Комментарии к статье:
Вопрос:
Добрый день! Прочитала эту статью, но так как. далека от юриспруденции, то не особенно понятно, что нам делать. Каково Ваше экспертное мнение?
Ответ:
Вообще-то это решение должен принимать специалист по налогам, главный бухгалтер или юрист Вашей компании.
По нашему мнению, если для Вас не составляет сложности собрать сведения для учета от победителей, то лучше их собрать, учет такой вести, сведения в налоговую инспекцию предоставлять.
В том случае, если сбор сведений затруднен по каким-либо причинам, то Вашей компании необходимо рассмотреть возможные негативные последствия непредставления сведений о победителях и соотнести их с дополнительными затратами, связанными с организацией сбора сведений. И выбрать из двух зол меньшее.
© Светлана Новикова, 2009 год
-----------------------------------------------------
Электронный журнал "Русские Лотереи"
При использовании текста указывать автора и давать ссылку на сайт www.rusloterei.ru
К списку статей
|