Стимулирующие лотереи запрещены. Что делать рекламодателям?
30 января 2014 года вступил в силу закон, вводящий государственную монополию на лотереи. Все прочие лотереи запрещены. Кто-то считает, что этот запрет распространяется и на акции, именуемые ранее стимулирующими лотереями.
Мы же считаем, что преднамеренно ли, по недосмотру ли, но законодатель освободил рекламодателей от бремени обязанностей организатора стимулирующей лотерей при проведении рекламных розыгрышей.
Раньше закон называл такие розыгрыши стимулирующими лотереями. Теперь он их никак не называет. Разве что только термин Закона "О рекламе" "стимулирующее мероприятие" может быть на них распространен, как и на прочие виды призовых рекламных акций.
Сейчас мы кратко обоснуем свою позицию, не выдаваясь в подробности.
Для начала определим признаки лотереи, которые указаны в новой редакции лотерейного законодательства.
Казалось бы, основное понятие осталось практически прежним:
Лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (сейчас это - оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.
В то же время, изменилось смысловое наполнение термина. Из закона исчез такой способ формирования призового фонда, как "за счет собственных средств". Теперь лотерея - это только такое мероприятие, в котором призовой фонд формируется за счёт выручки от продажи лотерейных билетов (п. 1 ст. 17 Закона о лотереях).
Таким образом, лотерея:
- игра, в которой одна сторона проводит розыгрыш, а вторая сторона получает право на выигрыш;
- призовой фонд формируется за счет выручки от продажи лотерейных билетов;
- розыгрыш - процедура определения выигрышей, основанная на принципе случайности.
Рекламный розыгрыш призов предполагает безвозмездное участие, соответсвенно, лотерей признан быть не может, даже если победители такой акции определяются случайным образом.
Электронный журнал "Русские Лотереи" издание № 15 от 15.01.2014 года
При использовании текста указывать автора и давать активную ссылку на сайт www.rusloterei.ru
Коллеги, к нам стали поступать комментарии. Здесь приводим ответы.
Вы гарантируете, что нас никто не оштрафует, если мы будем проводить стимулирующую лотерею в 2014 году?
Забудьте термин "стимулирующая лотерея" и больше не используйте его в отношении своих акций. Вполне возможно, практика применения законодательства сложится неоднозначная. И появятся чиновники, а может быть даже и суды, трактующие закон по-своему. И будут какие-то разборки и штрафы. Для того чтобы в полной мере обезопасить себя от штрафов, мы рекомендуем вам получить разъяснение о том, что ваша акция не является лотереей.
Поэтому, к подготовке правил проведения розыгрышей надо подойти аккуратно, не соблазнять работников контролирующих органов формулировками, которые апеллируют к их памяти о том, что когда-то эти розыгрыши назывались стимулирующими лотереями и контролировались Законом "О лотереях".
Только перед своими клиентами мы принимаем в полной мере финансовую ответственность за свою позицию, это отражается в нашем договоре.
"Из данного материала следует, что мы можем вополне самостоятельно проводить какие угодно лотереи, назвав их розыгрышем, например".
На самом деле, мы такого смысла в статью не закладывали. Мы не являемся органом, дающим разрешение на проведение лотерей в виде рекламных розыгрышей. Это только наша точка зрения, наше толкование закона. Не хотелось бы получить претензии от тех компаний, которые провели розыгрыш и получили какие-то негативные последствия. Если вы принимаете решение о проведении розыгрыша, вы не должны его основывать только на том, что мы считаем это возможным в нынешних условиях. Подобное решение - это полностью ваша ответственность.
"Так и не понял, нужно или нет уведомлять налоговую?"
Стимулирующие лотереи изъяты из закона о лотереях. Теперь нет такого понятия, как и нет процедуры, которая раньше предусматривала уведомление и согласование условий такой лотереи. То есть, уведомление подавать никуда теперь не требуется. Остается открытым вопрос: а что теперь вообще делать с розыгрышами (бывшими стимулирующими лотереями). По идее, получается: только написать правила и проводить по ним акцию. Если следовать той точки зрения, что эти акции не запрещены.