+7 495 /143-14-15

info@rusloterei.ru

наши блоги:
Instaport
фyoutube icon main В iOS 6 не будет приложения YouTube
Нужно ли организаторам стимулирующих лотерей вставать на учет в Росфинмониторинге?


Действующее законодательство на данный вопрос однозначно не отвечает. Согласно ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон о легализации), регулируются отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Альтернативная позиция: организатор стимулирующей лотереи на учёт в Росфинмониторинг вставать не должен

К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом согласно ст. 5 Закона о легализации относятся организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме. Лексически данная формулировка «и иные» говорит о том, что законодатель имеет ввиду лотереи, указанные в Законе о легализации, которые относятся к играм, основанным на риске, стимулирующие лотереи к последним же не относятся.

Хотя в законе и нет четкого определения стимулирующей лотереи, есть ряд исключений для стимулирующих лотерей, принципиально отличающих их от простых лотерей (будем их так называть для удобства различий). Например, призовой фонд стимулирующей лотереи согласно №2) пункта 3 ст. 3 Закона о лотереях, формируется за счет средств организатора лотереи, а право на участие не связано с внесением платы. Напротив, согласно пункту 2 ст. 7 Закона о Лотереях, лицо становится участником стимулирующей лотереи только в случае приобретения товара (услуги).

Из чего можно сделать вывод, что стимулирующая лотерея не является игрой, основанной на риске, так как участник такой лотереи не несет риск утраты имущества в случае невыигрыша, на том основании, что плата за участие не вносится, а само участие в стимулирующей лотерее является дополнительной лояльностью со стороны производителя/реализатора товаров/услуг, нацеленной на привлечение потребителя. Данная позиция выражена также и в ряде писем: Минфина РФ от 14.11.2007 № 03-04-06-01/392 и от 20.02.2009 № 03-04-06-01/37, ФНС России от 16.07.2009 № 3-5-04/1040@, от 02.03.2006 № 04-1-03/115, УФНС России по г. Москве от 05.05.2009 № 20-14/4/043690@.

Позиция Росфинмониторинга: встать на учёт обязаны

Однако Росфинмониторинг придерживается другого мнения. 8 августа 2008 года было опубликовано Информационное письмо №1, где в пункте 4 Росфинмониторинг ссылается на то, что лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея), относится к одному из видов лотерей, установленных статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях", а следовательно подпадает под действие статьи 5 Закона о легализации.

По неофициальным устным разъяснениям сотрудников Росфинмониторинга встать на учёт надо в течение одного месяца после даты получения права на проведение стимулирующей лотереи (согласно законодательству о незаконной легализации организации, обязанные организовывать внутренний контроль, обязаны вставать на учёт в Росфинмониторинг в течение одного месяца после даты регистрации). Далее, после окончания лотереи, организатор может подать документы на снятие с учёта.

Ответственность за нарушения законодательства о незаконной легализации

Как вывод из всего вышесказанного у организатора стимулирующей лотереи есть два выхода: встать на учет и выполнять требования Закона о легализации, либо ждать проверки, попробовать отстоять свои права в суде и в худшем случае заплатить штраф. Размеры и виды ответственности за несоблюдение Закона о легализации регулируется статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушений:

П.п.

Объективная сторона правонарушения

Ответственность, предусмотренная для должностных лиц

Ответственность, предусмотренная для юридических лиц

1

Нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в уполномоченном органе и (или) сроков направления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный (надзорный) орган

от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей

от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей

2

Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи

от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей

от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей

3

Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года

от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток

4

Непредставление в уполномоченный орган информации об операциях, подлежащих обязательному контролю

от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года

от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток

5

Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния

от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет

от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

Процедура соблюдения законодательства о незаконной легализации

В случае, если Вы все же решили пройти процедуру постановки на учет в Росфинмониторинге, то Вас ждет следующая процедура:

1. Необходимо заполнить Заявление о постановке на учёт в Росфинмониторинг в свободной форме.

2. Необходимо заполнить карту постановки на учет по определенной форме (нотариально заверенная).

3. Сформировать правила внутреннего распорядка. Это самый сложный момент в процедуре постановки на учет. Дело в том, что разработать правила внутреннего контроля, которые удовлетворили бы Росфинмониторинг, не так легко. Правила должны быть разработаны в соответствии с действующим законодательством, а также соответствовать специфике деятельности компании. В противном случае будет вынесен отказ в постановке на учет и у Организации будет всего пять дней на то, чтобы исправить недочеты, указанные в отказе и предоставить документы еще раз. Никаких конкретных требований или рекомендаций по разработке правил на данный момент не существует, поэтому, указанные ниже основание отказа в согласовании правил внутреннего контроля очень общие толкуются уполномоченным органом достаточно широко.

4. Назначить ответственное лицо за выполнение правил внутреннего распорядка. Требования, предъявляемые к ответственному лицу:

- наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями действующего законодательства.

5. Подать в Росфинмониторинг все вышеуказанные документы.

Росфинмониторинг обязан в течение 15 дней рассмотреть заявление о согласовании Правил внутреннего контроля, после чего согласовать правила, либо направить уведомление, содержащее мотивированный отказ в согласовании правил. Отказ в согласовании представленных документов может быть лишь в двух случаях:
а) не представлен полный комплект требуемых документов;
б) представленные документы не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

6. Организация обязана в течение 5 дней с момента получения такого уведомления исправить выявленные нарушения и донести документы в Росфинмониторинг.

После постановки на учет в Росфинмониторинге у организации возникает ряд обязанностей:

1. Обязательное прохождение обучения и повышения квалификации должностным лицом, ответственным за исполнение правил внутреннего распорядка.

2. Ежегодно ответственное лицо обязано составлять программу обучения сотрудников организации, а также проводить вводный инструктаж и дальнейшее обучение новых сотрудников при приеме на работу. Требования о прохождении обучения и инструктажа закреплены в Приказе Росфинмониторинга № 203 от 03.08.2010.

3. Организация обязана также сообщать в Росфинмониторинг о всех сделках, совершенных на сумму более 600 000 р. и некоторых других операциях и сделках, возникающих при ведении текущей деятельности.

Мы поможем встать на учёт в Росфинмониторинге организаторам стимулирующих лотерей

Наша компания может помочь вам пройти процедуру по постановке на учет в Росфинмониторинг. Стоимость услуги составляет 33 000 рублей.


Часто задаваемые вопросы в связи с постановкой на учет в Росфинмониторинг.




------------------------------------------------------------
© Александра Маллин


Электронный журнал "Русские Лотереи" издание № 113 от 22.04.2011 года
При использовании текста указывать автора и давать активную ссылку на сайт
www.rusloterei.ru

Обсудить эту статью

К списку статей

 

   
всё только о рекламных акциях с призами и розыгрышами
   
    © 2006 - 2017 Руслотереи info@rusloterei.ru
юридическая поддержка: "Деловой город (юриспруденция)"