+7 925 518-59-43

info@rusloterei.ru

наш канал:
youtube icon main В iOS 6 не будет приложения YouTube
Новые изменения к Закону «О лотереях» – больше вопросов, чем ответов
1. Хронология рассмотрения изменений к лотерейному законодательству


1.1. Изначальная концепция Законопроекта

1.2. Первые поправки к Законопроекту

1.3. Уточнённые поправки к Законопроекту

1.4. Причины уточнения поправок

1.5. Кто регламент принимает, тот его и нарушает

1.6. Принятие Законопроекта

2. Изменения в части проведения государственных лотерей

2.1. Билеты всероссийской государственной лотереи освобождены от защиты от подделок

2.2. Лимитирование норм выручки для гослотерей отменено

2.3. Увеличены сроки проведения гослотерей

3. Ограничения для стимулирующих лотерей

3.1. В стимулирующих лотереях запрещено лотерейное оборудование

3.2. Все стимулирующие лотереи, по которым уведомление подано до 10.08.2010 г., должны завершиться 31.12.2010 г.

3.3. Организатор стимулирующей лотереи обязан формировать и публиковать годовой отчёт

4. Изменения для негосударственных лотерей

4.1. Организаторы всех лотерей обязаны публиковать годовой отчёт о проведении лотереи

4.2. Снято ограничение в выручке, передаваемой на формирование призового фонда

5. Изменения для всех видов лотерей

5.1. Ужесточение требований к лотерейному оборудованию

5.2. Розыгрыш призового фонда тиражных лотерей должен проводиться не чаще чем раз в двенадцать часов

5.3. Суперприз будет разыгрываться чаще

5.4. Итоги тиража будут также размещаться и в интернете

5.5. При прекращении лотереи весь призовой фонд всё равно будет разыгран

5.6. Проверки лотерей будут проводиться реже

6. Резюме


Сегодня, 10 августа 2010 года, вступили в силу изменения к Закону «О лотереях»i, внесённые Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 214-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях"» (далее - Закон).

Настоящая статья посвящена детальному анализу мотивов законодателя, процедуры принятия Закона, самих изменений и прогнозу возможных последствий принятия Закона для российского лотерейного рынка.

1. Хронология рассмотрения изменений к лотерейному законодательству

Анализ проведён на основании сведений, полученных из электронной регистрационной карты на законопроект № 293749-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях»» (далее - Законопроект), расположенной на сайте Государственной Думы Россииii.

1.1. Изначальная концепция Законопроекта

Законопроект, поступивший на рассмотрение в Государственную Думу 03 декабря 2009 года по инициативе группы депутатов (В .А. Головнев, Н. А. Ермакова, И. М. Гималетдинов, С. В. Железняк, И. Н. Касьянов, А. В. Кузьмина), изначально определял изменения только в части регулирования организации и проведения государственных (всероссийских и региональных), а также муниципальных лотерей.

Планируемые на тот момент нововведения можно охарактеризовать как положительные для рынка услуг по сопровождению государственных лотерей: чётко регламентировался порядок проведения конкурса по выбору оператора государственных и муниципальных лотерей, вводился детальный перечень требований к участникам конкурса, порядок заключения госконтракта. Всё это делало рынок более прозрачным и доступным для широкого круга предпринимателей.

Законопроектом вводились также некоторые льготные условия для государственных лотерей: для лотерей, проводимых в режиме реального времени, снималось требование о том, что их билеты должны быть защищённой полиграфической продукцией, срок проведения государственных лотерей устанавливается организатором на своё усмотрение.

Вот именно в таком виде Законопроект прошёл первое чтение в марте 2010 года (26.03.2010). После утверждения Законопроекта в течение 10 дней уполномоченные органы и лица имели право предоставить свои поправки.

1.2. Первые поправки к Законопроекту

19.04.2010 Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам принимает решение о представлении законопроекта ко второму чтению с утверждёнными поправками. В Законопроект по инициативе группы депутатов (Н. В. Барыкина, Т. Л. Воложинская, Р. В. Кармазина, Г. В. Кулик, Н. С. Максимова, Н. В. Пугачева, В. В. Толстопятов) были внесены поправки, которые уточняли некоторые положения о порядке проведения конкурса по определению оператора гослотерей. Но на этом авторы поправок не остановились. В Законопроекте появились нормы, которые касались новых положений Закона «О лотереях», помимо тех, которые были рассмотрены на первом заседании Госдумы.

Планировалось уточнить понятия «проведение лотереи» и «лотерейное оборудование», ввести два новых понятия: «лотерейный терминал» и «лотерейная программа», более детально регламентировать порядок внесения сведений о лотерее в государственный реестр лотерей. В поправках прозвучало, что требования к лотерейному оборудованию, лотерейным программам и терминалам определяются государством. Из состава обязательных документов, представляемых при регистрации лотереи, планировалось изъять макет квитанции или иного предусмотренного условиями лотереи документа. Поправки также предусматривали снятие ограничения на распределение призового фонда, а также увеличивали срок проведения региональной гослотереи. Из источников призового фонда планировалось изъять собственные средства организатора, были немного поправлены положения о розыгрыше суперприза, введен контроль за работой тиражных комиссий стимулирующих лотерей, а также поправлены положения о порядке завершения лотереи.

Таким образом, ко второму чтению, поправки составили порядка 50% от первоначального текста законопроекта. В изначально планируемую дату (23.10.2010 г.) рассмотрение Законопроекта не состоялось, Госдума приняла решение вернуться к его рассмотрению в мае 2010 года.

1.3. Уточнённые поправки к Законопроекту

Однако следующие движения по Законопроекту начались только в начале июля 2010 года. Причём неспешный ход рассмотрения Законопроекта внезапно ускорился, а сам Законопроект сделал резкий поворот в своей смысловой нагрузке.

05.07.2010 года Комитет по бюджету и налогам утверждает новые поправки к Законопроекту, из текста которых следует, что к работе над Законопроектом подключились новые депутаты (помимо группы, разработавшей первые поправки) – С. И. Штогрин и Е. А. Самойлов.

В итоге к тексту Законопроекта был разработан новый, уточнённый вариант поправок. Половина поправок первого варианта, а также концептуальные положения Законопроекта о порядке проведения конкурса по выбору оператора государственных лотерей по каким-то соображениям из текста Законопроекта исключены, в дополнение были внесены новые положения.

В итоге окончательный текст Законопроекта сохраняет от первоначальной редакции только пару абзацев, всё остальное – это совершенно новые, не рассмотренные в первом чтении Госдумы положения (более подробно уточнённые поправки будут рассмотрены ниже).

1.4. Причины уточнения поправок

Причиной такого глобального уточнения Законопроекта, по нашему мнению, является желание законодателя сделать Законопроект более актуальным, собрать воедино все идеи законодательных инициатив, поступивших на рассмотрение Госдумы в отношении лотерейного законодательства, и провести их через процедуру рассмотрения скорейшим образом.

На тот момент в Госдуму в разное время из разных источников поступило порядка шести сходных законопроектов, изменяющих Закон «О лотереях»:

Дата внесения законопроекта

Инициатор

Концепция законопроекта

24.11.2009

Липецкий областной Совет депутатов

О предоставлении в уполномоченный орган технических и эксплуатационных документов на лотоборудование

11.12.2009

Депутаты ГД Головнёв В.А., Гудков Г.В., Кузьмина А.В., Михеев О.Л.

О соответствии лотоборудования техническому регламенту

28.12.2009

Московская городская Дума

О соответствии лотоборудования техническому регламенту

08.02.2010

Государственная Дума Ставропольского края

Об обязательной сертификации лотерейного оборудования

10.06.2009, 20.02.2010

Смоленская областная Дума

Об обязательной сертификации лотерейного оборудования и лицензировании деятельности по его изготовлению, о запрете лотоборудования при проведении стимулирующих лотерей

11.05.2010

Ярославская областная Дума

Об отмене стимулирующих лотерей

Мотивы инициаторов всех законопроектов хорошо отражены в Пояснительной записке Смоленской областной Думы к предложенному ей законопроекту:

«Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 244-ФЗ) устанавливаются ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ его действие не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, и в Смоленской области после запрета деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов на смену указанным залам стали появляться так называемые лотерейные клубы, использующие оборудование, которое по своей сути является игровыми автоматами (производится модификация игровых автоматов путем демонтажа отдельных их частей, например, устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей). Таким образом, фактически продолжается деятельность по проведению азартных игр. Указанная ситуация является типичной для большинства субъектов Российской Федерации. Число «лотерейных клубов» увеличивается с каждым днем. Ситуация усугубляется тем, что требования к лотерейному оборудованию законодательством не определены. Данное обстоятельство не позволяет контролирующим органам осуществлять полноценный контроль за проведением лотерей, что, в свою очередь, способствует осуществлению незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр под прикрытием проведения стимулирующих лотерей».

Итак, Комитет ГД по бюджету и налогам, который занимался рассмотрением и внесением на заседание депутатов поправок к Законопроекту, по собственной инициативе дал более быстрых ход изменениям, основная цель которых – борьба с нелегальным игорным бизнесом.

1.5. Кто регламент принимает, тот его и нарушает

На самом деле, подобная трансформация Законопроекта ко второму чтению не предусмотрена Регламентом работы Государственной Думыiii. В соответствии со ст. 118 Регламента концепция законопроекта обсуждается при рассмотрении его Госдумой в первом чтении. Тогда же обсуждается его актуальность и практическая значимость. Во втором чтении депутаты обсуждают поправки к первоначальной редакции законопроекта (ст. 123 Регламента).

В отношении рассматриваемого Законопроекта в первом чтении не рассматривались существенные изменения к Закону «О лотереях», которые были внесены в виде поправок (положения, касающиеся как всех негосударственных, так и стимулирующих лотерей). Концепция, актуальность и практическая значимость этих положений депутатами не обсуждалась. Таким образом, Законопроект рассматривался с некоторыми нарушениями Регламента Госдумы РФ

Тем не менее, никаких негативных последствий в плане юридической силы в итоге принятого закона подобное нарушение Регламента за собой не повлечёт. Как высказался однажды Конституционный Судiv: согласно ч. 4 ст. 101 Конституции каждая из палат Федерального Собрания принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности, самое главное при принятии закона – соблюсти требование ч. 2 ст. 105 Конституции, согласно которой федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

1.6. Принятие Законопроекта

Итак, после утверждения поправок Комитетом ГД по бюджету и налогам, Законопроект в спешном порядке выносится на второе чтение Госдумы и через четыре дня (09 июля 2010 года) изменения к Закону «О лотереях» Госдумой приняты в окончательной редакции.

В тот же день Законопроект направлен на рассмотрение Совета Федерации, где он был одобрен 14 июля 2010 года.

27 июля 2010 года Президент подписал Закон за номером 214-ФЗ.

30 июля 2010 года Закон был официально опубликован в Российской газете (федеральный выпуск, № 5247), и 10 августа 2010 года (по истечению 10 дней с момента подписания Президентом) вступил в силу.

Следует констатировать, что Законопроект, направленный изначально на уточнение порядка проведения государственных лотерей, в итоге изменил свою концепцию. Львиная доля положений о гослотереях из утверждённого Закона исключена. В то же время в Закон по процедуре, несколько отличающейся от обычного хода рассмотрения законопроектов в Государственной Думе, после первого чтения введены новые положения о госконтроле за лотерейным оборудованием и ограничении в порядке проведения стимулирующих лотерей.

Далее рассмотрим, какие конкретно изменения были внесены в лотерейное законодательство.

2. Изменения в части проведения государственных лотерей

Для начала рассмотрим базовые изменения, ради которых Законопроект был внесён в Государственную Думу – изменения, касающиеся порядка проведения государственных лотерей. Сразу скажем, что основной мотив этих изменений – это предоставление льготного режима для государства. По нашему мнению, принятые изменения приводят к перекосу на российском лотерейном рынке в пользу организаторов гослотерей, и должны быть подвергнуты тщательной экспертной оценке с точки зрения нарушения законодательства о защите конкуренции.

2.1. Билеты всероссийской государственной лотереи освобождены от защиты от подделок

П. 5 ст. 2 Закона «О лотереях» определяет, что лотерейные билеты должны быть защищены от подделок. В соответствии с действующим законодательством изготавливать защищённую полиграфическую продукцию имеют право только те типографии, которые имеют соответствующую лицензиюv.

По состоянию на 01.07.2010 года по данным Реестра лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, размещенном на официальном сайте Федеральной налоговой службы Россииvi, в России только 22 компании имеют соответствующую лицензию.

Получается, что в России изготовление полиграфической продукции, защищённой от подделок, – дело затратное (сами материалы, из которого изготавливается такая продукция, дорогие, плюс низкая конкуренция среди изготовителей, а, следовательно, высокие цены). Видимо, руководствуясь экономическими причинами, государство решило свои собственные лотереи от подобного обременения освободить.

2.2. Лимитирование норм выручки для гослотерей отменено

Государство ещё немного позаботилось о своих интересах. Для всех лотерей действует правило, что не менее 50% от выручки от продажи лотерейных билетов направляется на формирование призового фонда (ч. 1 п. 1 ст. 10 Закона «О лотереях»). А вот для лотерей всероссийских и региональных государственных лотерей теперь это не обязательно.

Эта новость, конечно, не будет каким-то особенным потрясением для участников лотерей, наверняка всё равно размер призового фонда гослотерей останется привлекательным. А вот остальные участники лотерейного рынка ставятся в неравные условия по распределению прибыли от проведения лотерей. Если государство может забрать себе любую часть выручки, организаторы негосударственных или муниципальных лотерей половину выручки в обязательном порядке направляют на выигрыши.

2.3. Увеличены сроки проведения гослотерей

По итогам внесения изменений в Закон «О лотереях» получается следующая картина по срокам проведения лотерей, в которых взимается плата за участие:

Вид лотереи

Организатор

Срок

Пункт Закона «О лотереях»

Негосударственная лотерея

Российские частные компании

Не более 5 лет

п. 1 ст. 6

Муниципальная лотерея

Орган местного самоуправления

Не более 5 лет

П. 2 ст. 15

Региональная гослотерея

Высший исполнительный орган субъекта РФ

Не более 10 лет

П. 2 ст. 14

Всероссийская гослотерея

Правительство РФ

Не ограничен

п. 2 ст. 13

Срок проведения лотереи – это важный момент для организатора. Когда лотерея юридически подходит к концу, организатору необходимо предпринять определённые действия для её продления – снова пройти процедуру регистрации лотереи. Собрать пакет документов, потратить время, силы и некоторые денежные средства на прохождение процедуры госконтроля и уплаты госпошлины (для всероссийских лотерей ч. 113 п. 1 ст. 333.33 НК РФ установлена пошлина в размере 6000 рублей). Всё это сбивает организатора лотереи с обычного ритма деятельности, может негативно сказаться на экономическом положении (процедура регистрации лотереи может затянуться). И если раньше срок лотерей, проводимых в режиме реального времени, для всех участников лотерейного рынка ранее был един, то теперь инициаторы изменений Закона «О лотереях» создали явно привилегированные условия для гослотерей.

3. Ограничения для стимулирующих лотерей

Теперь рассмотрим изменения, касающиеся стимулирующих лотерей. Ибо именно эти изменения серьёзно изменили изначальную концепцию Законопроекта.

Напомним, что по смыслу п. 2 ст. 7 Закона «О лотереях» стимулирующая лотерея всегда связана с реализацией товара (услуги). Организатор формирует призовой фонд такой лотерей не за счёт выручки от продажи билетов, а за счёт собственных средств (ч. 2 п. 3 ст. 3 Закона «О лотереях»). Для участников стимулирующая лотерея всегда бесплатна, но организатор такой лотереи имеет право требовать от участника совершения определённых действий (п. 1 ст. 16 Закона «О лотереях»). Чаще всего условия стимулирующие лотереи обязывают участника приобрести у организатора товар (услугу). Таким образом, единственно возможная цель стимулирующей лотереи – это стимулирование продаж. То есть стимулирующая лотерея – это один из множества способов проведения рекламной акции (когда среди покупателей разыгрываются призы). Что прямо подтверждается в ст. 9 Закона «О рекламе», которая относит стимулирующую лотерею к рекламе.

3.1. В стимулирующих лотереях запрещено лотерейное оборудование

Как мы уже писали выше, основные мотивы законодателя при ограничении стимулирующих лотерей – это ответ государства на недобросовестные действия представителей игорного бизнеса, которые, не смотря на запрет, продолжили свою деятельность под прикрытием стимулирующих лотерей на территории всей Российской Федерации (напомним, в соответствии с п. 9 ст. 16 Закона «Об азартных играх»vii деятельность игорных заведений с 01.07.2010 года возможна только в специальных игорных зонах).

В подобных заведениях, работающих теперь в основном под вывесками лотерейных клубов, продолжилась игорная деятельность. Только теперь игровые автоматы стали именоваться «лотерейным оборудованием», а между участником и заведением заключается якобы не соглашение о выигрыше, а договор на проведение лотереи (участник приобретает какой-либо товар или услугу и получает право на участие в розыгрыше призов). Специфика таких розыгрышей – это то, что участник самостоятельно запускает якобы лотерейное оборудование.

Естественно, подобное положение вещей государство не устроило, российские суды наводнили иски (в последнее время всё более и более успешные) правоохранительных органов к владельцам подобных заведений. А в Государственную Думу стали поступать законодательные инициативы в той или иной мере ограничивающие использование лотерейного оборудования или даже совершенно запрещающие проведение стимулирующих лотерей.

Результат этой борьбы – прямой запрет в использовании лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей. Причем законодатель «перестраховался» - в Законе три раза звучит одна и та же мысль (ч. 8 ст. 3, ч. 3 ст. 9, п. 5 ст. 121 изменённого Закона «О лотереях»): использование лотерейного оборудования в той или иной форме при проведении стимулирующих лотерей запрещено. Причём, использовать запрещено не просто какое-либо техническое и электронное оборудование, запрещено использование даже механических устройств. Что, по всей видимости, означает, что и обычный барабан, в котором есть ручной механизм для прокрутки, для проведения розыгрышей стимулирующих лотерей также запрещён.

Пока ещё не понятно, будет ли теневой игорный бизнес прекращён посредством подобных мер, но одно уже стало ясно – достижения технического прогресса при проведении розыгрышей стимулирующих лотерей использовать больше не придётся. Теперь рекламодатели обязаны отказаться от программ-генераторов случайных чисел, от смс-сервисов и даже от обычных лотерейных барабанов.

3.2. Все стимулирующие лотереи, по которым уведомление подано до 10.08.2010 г., должны завершиться 31.12.2010 г.

Эффективность новых норм, ограничивающих проведение стимулирующих лотерей, в плане борьбы с нелегальным игорным бизнесом, мы сможем оценить в январе следующего года. Закон устанавливает переходный период – до 31 декабря 2010 года организаторы смогут проводить стимулирующие лотереи, уведомление о которых было направлено до даты вступления Закона в силу.

По всей видимости, законодатель хотел сказать, что это положение распространяется только на те стимулирующие лотереи, условия которых не соответствуют условиям новой редакции Закона «О лотереях». Однако такой оговорки в тексте не предусмотрено. Из чего можно сделать логический вывод, что требование о прекращении 31.12.2010 года действует абсолютно на все, даже правомерные стимулирующие лотереи.

Будут ли уполномоченные органы формально следовать букве закона или лояльно отнесутся к организаторам соответствующих Закону лотерей, покажет время. Но норма явно непродуманная, опять-таки нарушающая права некоторых рекламодателей, которые планировали стимулирующие лотереи, перетекающие на начало 2011 год.

3.3. Организатор стимулирующей лотереи обязан формировать и публиковать годовой отчёт

Эти ограничения стимулирующих лотерей возникли, по нашему мнению, случайно. Изменённый Закон «О лотереях» определяет, что теперь организаторы всех лотерей публикуют годовые отчёты о проведении лотереи.

Более подробно новый порядок представления отчётности мы рассмотрим ниже, а в разрезе стимулирующих лотерей на больше всего интересует тот факт, что для их организаторов никакого исключения из общего правила не делается. Видимо, законодатели не учли, что чаще всего стимулирующая лотерея – это краткосрочная акция. Средний срок проведения (от начала до вручения выигрышей) составляет порядка трёх месяцев. Раньше у организатора подобной лотереи была обязанность отчёта о проведении лотереи только по итогам проведения лотереи и по итогам каждого квартала, если срок проведения растягивался. Получается, что теперь у организаторов стимулирующих лотерей, срок которых составляет менее одного года, появилась дополнительная обязанность. Им необходимо формировать и, по всей видимости, предоставлять в уполномоченные органы, а затем публиковать в общем порядке ещё и годовую отчётность.

4. Изменения для негосударственных лотерей

Законопроект также вносит некоторые изменения, которые касаются негосударственных лотерей, в которых взимается плата за участие.

4.1. Организаторы всех лотерей обязаны публиковать годовой отчёт о проведении лотереи

Раньше в Законе «О лотереях» устанавливалось, что только государство обязано ежегодно публиковать отчёт о проведении всероссийских государственных лотерей (п. 6 ст. 13 Закона «О лотереях»). Теперь, по смыслу обновлённого закона, эта обязанность распространилась на все виды лотерей (введены новые нормы – п. 16 ст. 2, ч. 9 ст. 20 Закона «О лотереях»).

Этими же нормами введена и ещё одна обязанность – публикация результатов ежегодной аудиторской проверки. Эти сведения и отчётность должны публиковаться в средствах массовой информации, распространяемых на территории проведения соответствующей лотереи, и (или) размещаться в интернете не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом.

Также необходимо обратить внимание на тот факт, что, согласно изменениям, состав сведений для публикации будет определять отдельно уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти. Напомним, что сейчас форма отчётности о лотерее утверждена Министерством Финансов России[viii].

4.2. Снято ограничение в выручке, передаваемой на формирование призового фонда

Раньше ч. 1 п. 1 ст. 10 Закона «О лотереях» определяла, что размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее чем 50%, но не более чем 80%. Теперь верхнее ограничение снято. Организатор может направить на призовой фонд сколько угодно много средств, главное, чтобы эта сумма была не меньше 50% от выручки.

Наверняка это хорошая новость для организаторов негосударственных лотерей, которые планируют инвестировать большие средства для привлечения внимания к своей лотерее, но их выручка не так велика, как хотелось бы.

5. Изменения для всех видов лотерей

Ну и, наконец, последний блок достаточно серьёзных изменений, которые актуальны для всех видов лотерей – государственных и негосударственных, муниципальных, стимулирующих (последний вид лотерей не затрагивают только поправки в части применения лотерейного оборудования в связи с полным запретом в его применении).

5.1. Ужесточение требований к лотерейному оборудованию

Новые изменения к Закону «О лотереях» ужесточают требования к лотерейному оборудованию. Подобные инициативы стали появляться с середины 2009 года.

Подобные веяния, как уже было рассмотрено выше, связаны, прежде всего, с желанием каким-то образом ограничить возможности нелегального использования лотерейного оборудования в целях продолжения нелегальной игорной деятельности.

Раньше понятие лотерейного оборудования было крайне неконкретным (лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами). По итогам принятия изменений законодатель определил более чёткие требования к техническим характеристикам такого оборудования.

Также теперь всё лотерейное оборудование должно пройти процедуру регистрации в специальном государственном реестре лотерейного оборудования. В какой госорган необходимо обращаться за регистрацией в реестре, должно определить Правительство РФ специальным отдельным Постановлением.

А то, в каком порядке будет осуществляться ведение реестра, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения лотерей (сейчас это – Минфин РФix).

Лотерейное оборудование также подлежит обязательному подтверждению соответствия (декларированию соответствия или обязательной сертификации) требованиям, установленным техническим регламентом на лотерейное оборудование. Технический регламент на лотерейное оборудование принимается отдельным постановлением Правительства РФ.

Итак, в целях исполнения Закона, должно быть выпущено два правительственных постановления (об утверждении органа, ведущего реестр лотоборудования, и технический регламент на него) и один приказ Минфина России (о порядке ведения реестра). Интересно, какой срок необходим госорганам для принятия этих документов? Если брать предыдущий опыт, то, например, для принятия постановления о мерах по реализации Закона «О лотереях», Правительству РФ понадобилось 8 месяцев (закон был принят 11.11.2003 г., а соответствующее постановление появилось 05.07.2004 г.). А на разработку административного регламента по ведению реестра лотерейx Минфину потребовалось почти 4 года (утверждён 25.10.2007 г.).

Что же из всего этого следует? Следует то, что с сегодняшнего дня все российские тиражные лотереи (кроме стимулирующих, для которых установлен «переходный период») должны прекратить использование лотерейного оборудования до того момента, пока они не смогут пройти сертификацию и регистрацию оборудования. И выполнить требования законодательства они смогут только после того как будут приняты соответствующие нормативные документы. А, между прочим, это такие популярные лотереи, как: Золотой Ключ, Первая национальная лотерея и все иные лотереи, розыгрыши которых идут на ведущих телевизионных каналах страны.

В настоящий момент организаторы всех этих лотерей должны либо остановить лотерею и понести огромные финансовые убытки, либо продолжить деятельность с нарушением действующего Закона «О лотереях». Благо, что за подобное нарушение не установлено ни административной, ни уголовной ответственности. Негативные последствия за нарушения Закона «О лотереях» в части использования лотерейного оборудования – это только возможность отзыва ранее выданного разрешения на проведение лотереи уполномоченным органом в судебном порядке (п. 3 ст. 24 Закона «О лотереях»). Правда уполномоченный орган вместе с передачей дела в суд может также приостановить деятельность такого организатора лотереи (п. 4 ст. 24 Закона «О лотереях»).

Самое интересное, что законодатели в пылу принятия поправок не позаботились даже об интересах государства в разрезе требований к лотерейному оборудованию. Знаменитая и единственная пока всероссийская государственная лотерея «ГОСЛОТО» также использует для розыгрышей лотерейное оборудование. Прекратит ли свою деятельность эта лотерея до момента приведения лотерейного оборудования в соответствие с требованиями действующего законодательства? С большой долей вероятности – нет! И тогда мы сможем наблюдать пример того, как само государство не в силах исполнить свои же дикие в некоторой части законы.

5.2. Розыгрыш призового фонда тиражных лотерей должен проводиться не чаще чем раз в двенадцать часов

Изменения к Закону «О лотереях» в некоторой своей части вызывают крайнее удивление, в них не прослеживается какой-либо смысловой нагрузки. Одним из примеров такой бессмысленной жесткости является требование о том, чтобы лотерейное оборудование обеспечивало розыгрыш призового фонда тиражной лотереи не чаще чем один раз в двенадцать часов (п. 6 ст. 121 Закона «О лотереях»). Получается, что на оборудовании должен стоять какой-то ограничитель, который блокирует его на двенадцать часов после момента проведения последнего розыгрыша.

Логично предположить, что законодатель хотел сказать о том, что розыгрыши тиражных лотерей должны проходить не чаще чем один раз в двенадцать часов. Зародились эти изменения, по всей видимости, также из желания ограничить возможности лже-лотерейных клубов, ибо, как показывает практика, чаще всего именно в них розыгрыши проводятся в режиме он-лайн. Обычно лотерейщики разыгрывают призы не так часто, хотя и среди добросовестных лотерей встречаются случаи проведения более частых розыгрышей. Например, в стимулирующих лотереях «GlissKur. Приз каждый час» (ООО «Хенкель Рус») и «Магнат. Карта удовольствия каждый час!» (ООО «Инмарко»), организаторами которых являются крупнейшие уважаемые компании, розыгрыши призов производились каждый час.

Однако, в любом случае, изменения своей конечной цели не достигли, ибо никаких дублирующих изменений не внесено ни в определение тиражной лотереи (ч. 2 п. 2 ст. 3 Закона «О лотереях»), ни в порядок проведения розыгрыша тиражной лотереи (ст. 18 Закона «О лотереях»).

А это значит, что сама тиражная лотерея может предусматривать более частые розыгрыши, а вот каждый экземпляр лотерейного оборудования должен использоваться только один раз в двенадцать часов. Получается, организатор, который хочет проводить более частые розыгрыши, может использовать несколько экземпляров оборудования, соблюдая при этом временное ограничение в отношении каждого из них.

В итоге сложилось так, что законодатель порядок проведения розыгрышей не изменил, но неимоверно усложнил. Да и стоимость самого оборудования возрастёт. Теперь даже самый простейший (с механизмом ручной прокрутки) лотерейный барабан необходимо оснащать какими-то автоматическими блокирующими устройствами.

5.3. Суперприз будет разыгрываться чаще

Раньше п. 2 ст. 18 Закона «О лотереях» определял, что условиями тиражной лотереи может предусматриваться перенос части призового фонда тиражной лотереи (суперприза), но не более чем двадцать раз подряд. Теперь же суперприз должен разыгрываться не реже чем один раз в течение каждого года проведения лотереи.

5.4. Итоги тиража будут также размещаться и в интернете

Закон «О лотереях» (п. 5 ст. 18) раньше определял, что итоги розыгрыша каждого тиража должны публиковаться в средствах массовой информации. Теперь законодатель уточнил, что организатор дополнительно обязан размещать итоги розыгрышей и в интернете.

5.5. При прекращении лотереи весь призовой фонд всё равно будет разыгран

В Закон «О лотереях» введена новая норма (п. 6 ст. 18), согласно которой в случае прекращения проведения тиражной лотереи ее призовой фонд должен быть разыгран полностью, включая суперприз, в последнем проводимом тираже.

Эта норма неоднозначна. Часто причиной досрочного прекращения лотереи являются проблемы финансового характера. Причем, если организатор не в силах был продолжить лотерею, это никак не влияло на права участников лотереи, уже заключивших с ним договор (приобретших лотерейный билет). П. 2 ст. 16 Закона «О лотереях» определял, что, если организатор реализовал лотерейные билеты на текущий тираж, он обязан его завершить. То есть, призовой фонд текущего тиража разыгрывается до момента досрочного прекращения лотереи. Теперь получается, что организатор обязан разыграть не только призовой фонд текущего тиража, но и призовой фонд всей лотереи.

5.6. Проверки лотерей будут проводиться реже

Согласно новой редакции п. 3 ст. 21 Закона «О лотереях» проверка соответствия лотерей их условиям будет теперь проводиться раз в 3 года. И это хороший повод, чтобы порадоваться. Не смотря на то, что и раньше организаторов лотерей уполномоченные органы не особо тревожили (времени и сил на проведение проверок не хватало), в последнее время контролирующая функция стала нарастать, как минимум, в отношении всероссийских лотерей.

В мае 2009 года ФНС передалоxi в территориальные инспекции функцию по приёму отчётов о проведении лотереи. И налоговые инспекции рьяно взялись за исполнение новой функции – стали активно проверять отчётность, собирать информацию, вызывать организаторов к себе. В скором времени мы предполагали и начало тотальных проверок лотерей, так как Закон «О лотереях» ранее определял, что они должны быть ежегодными. К счастью, норма изменена, что должно попридержать территориальные инспекции.

6. Резюме

Итак, рассмотренные новеллы лотерейного законодательства кратко можно охарактеризовать следующим образом.

Законодатель ввёл ряд положений в лотерейное законодательство, которые предоставляют гослотереям серьёзные преференции по сравнению с остальными игроками лотерейного бизнеса.

Законодатель пошёл на нарушение регламента принятия законопроектов и поторопился изменить концепцию Законопроекта, принятого Госдумой в первом чтении, с целью активизации борьбы с нелегальными игорными заведениями.

Однако, в первую очередь, удар был нанесён по рекламному рынку, так как возможности проведения розыгрышей стимулирующих лотерей теперь серьёзно ограничены, а все лотереи, уведомление по которым было подано до 10.08.2010, должны быть завершены до наступления 2011 года.

Во вторую очередь, удар нанесён по тиражным лотереям, причём как негосударственным, так и государственной лотерее «ГОСЛОТО» – организаторы этих лотерей вынуждены идти на осознанное нарушение закона, предъявляющего специальные требования к лотерейному оборудованию.

Всё это свидетельствует о том, что в России в настоящий момент складывается тенденция борьбы с правонарушениями не путём построения эффективной системы их выявления и пресечения (что должны обеспечивать правоохранительные органы), а путём утверждения запретительных мер, которые негативно сказываются, в первую очередь, на добросовестных предпринимателях.

А ведь, если посмотреть на судебную практикуxii, складывающуюся к моменту принятия поправок, правоохранительные и уполномоченные органы, которые прилагали соответствующие усилия, на всей территории Российской Федерации вполне успешно штрафовали или закрывали в судебном порядке нелегальные игорные заведения и лотереи, проводимые с нарушением Закона «О лотереях».

И действующего на тот момент законодательства было вполне достаточно!
___________________________

 

 

i Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях»

ii www.duma.gov.ru

iii Принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 года № 2134-II ГД

iv Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 1995 г. N 65-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса депутатов Государственной Думы Федерального Собрания о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе"»

v Ч. 13 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»

vi www.nalog.ru

vii Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

viii Приказ № 66н от 09.09.2004 г. «Об установлении форм и сроков предоставления отчётности о лотереях и методологии проведения лотерей»

ix П. 1 Постановления Правительства РФ от 05.07.2004 № 338 "О мерах по реализации ФЗ «О лотереях»"

x Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по ведению в установленном порядке единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей утверждён Приказом Минфина РФ от 25 Октября 2007 г. N 93н

xi Письмо ФНС от 4 мая 2009 г. N ШТ-22-2/364@

xii Примеры успешной судебной практики по пресечению деятельности по проведению азартных игр под прикрытием стимулирующей лотереи: Постановление ФАС Центрального округа № А68-12020/2009 от 02.08.2010, Решение Арбитражного суда Пермского края № А50-6997/2010 от 16 апреля 2010 года, Решение Арбитражного суда Челябинской области № А76-4615/2009-63-239 от 16.04.2010, Решение Арбитражного суда Красноярского края 07 июля 2009 г. № А33-10131/2009, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.02.2009 г. № А53-1254/2009, Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2008 № А64-4459/08-7, Постановление ФАС Поволжского округа от 10.02.2009 г. № А72-5256/2008


 

© Новикова Светлана

Электронный журнал "Русские Лотереи" издание № 224 от 10.08.2010 года
При использовании текста указывать автора и давать активную ссылку на сайт www.rusloterei.ru

Смотрите также:

Анализ планируемых поправок к Закону "О лотереях" в части изменений норм о стимулирующих лотереях
Статья "Непобедимые однорукие" Журнал «Деньги» № 31 (788) от 09.08.2010 с небольшим комментарием нашего руководителя
Обсудить изменения Закона "О лотереях" можно на форуме.

К списку статей

 

   
всё только о рекламных акциях с призами и розыгрышами
   
    © 2006 - 2023 Руслотереи info@rusloterei.ru