+7 495 /143-14-15

info@rusloterei.ru

наши блоги:
Instaport
фyoutube icon main В iOS 6 не будет приложения YouTube
Анализ планируемых поправок к Закону "О лотереях" в части изменений норм о стимулирующих лотереях

 


На днях (09.07.2010) Государственная Дума Российской Федерации во втором чтении приняла проект (№ 293749-5) Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях», направив его без проведения третьего чтения на рассмотрение в Совет Федерации, где уже 12.07.2010 Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности дал рекомендации относительно обязательного рассмотрения проекта и вынес предложение о его одобрении, подготовив соответствующее заключение.


Таким образом, принятие и подписание данного законопроекта, скорее всего, уже не за горами, а значит уже можно говорить о назревшей потребности в том, чтобы разобраться в тех нововведениях, которые последуют вслед за вступлением рассматриваемого закона в силу.


Сразу оговоримся, в рамках настоящего исследования нас интересуют именно вопросы, связанные с регулированием деятельности по организации стимулирующих лотерей в разрезе именно возможности использования при их проведении лотерейного оборудования (помимо указанных моментов законопроект затрагивает также и положения Федерального закона «О лотереях» (далее — Закон о лотереях), регламентирующие организацию и проведение государственных лотерей, а также нормы, связанные с предоставлением отчетности о проведении лотереи).


Итак, из всех положений рассматриваемого законопроекта для нас принципиальное значение имеют следующие два момента:


1. При проведении стимулирующей лотереи запрещается использование лотерейного оборудования.


Согласно действующей редакции Закона о лотереях (п. 14 ст. 2) под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.


Соответственно, при буквальном толковании положений законопроекта на использование любого оборудования, в том числе и лототрона (прозрачного барабана, оснащенного механизмом для перемешивания посредством прокручивания барабана вокруг своей оси помещенных в него предметов), законодатель накладывает вето.


2. Запрещается проведение стимулирующих лотерей с помощью механических, электрических, электронных или иных технических устройств, используемых для определения выигрышей, призов и/или подарков, в том числе в денежных и натуральных показателях.


Далее, законопроект предлагает исключить возможность внесения в Условия стимулирующих лотерей положений, позволяющих совершать участникам стимулирующих лотерей действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и/или подарков.


Итак, здесь законодатель дает некие уточнения, согласно которым запрещается использование не любого лотерейного оборудования, а только лишь того, которое используется именно для определения выигрышей и (или) их получения.


Таким образом, не совсем понятно, зачем законодателю вводить уточняющую норму, смысл которой в принципе охватывается понятием, данным в Законе о лотереях применительно к лотерейному оборудованию.


Плюс к тому здесь необходимо учитывать определение розыгрыша призового фонда, содержащееся в Законе о лотереях, согласно которому процедура розыгрыша должна быть основана на принципе случайного определения выигрышей, и в ее процессе должны определяться выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.


Данное определение представляет для нас интерес и ценность в той связи, что Закон прямо указывает на необходимость выбора в процессе розыгрышей именно победителей наряду с подлежащими выдаче выигрышами.


Законопроект же содержит запрет на использование оборудования, с помощью которого будет происходить именно определение выигрыша (его вида, категории, размера), а также его получение.


Вот как раз-таки именно такое оборудование и используется всеми фирмами, занимающимися нелегальной ныне организацией игорного бизнеса вне игорных зон под видом стимулирующих лотерей.


Проанализировав в совокупности положения рассматриваемого законопроекта и действующего Закона о лотереях, можно сделать вывод о том, что законодатель все же основной целью внесения правок видит именно исключение любых возможностей для организации и проведения стимулирующих лотереи, по факту выливающихся в ведение обычного игорного бизнеса.


И здесь мы в силах лишь ждать принятия законопроекта в окончательной редакции (возможно будут внесены некие уточнения), а также первых решений уполномоченных государственных органов (в том числе и запретов на проведение симулирующей лотереи, содержащих мотивированные обоснования их вынесения).


Однако, даже при принятии законопроекта в том виде, в каком он сейчас направлен на рассмотрение в Совет Федерации и прослеживании тенденции правоприменительной практики в сторону запрещения проведения стимулирующих лотерей, планируемых к проведению с использованием специальных компьютерных программ, лототрона, само по себе проведение стимулирующих лотерей остается возможным, ведь, в принципе, данный законопроект стимулирующие лотереи как таковые не запрещает, а лишь возвращает их тому первобытному состоянию, которое можно было наблюдать до начала внедрения компьютерных технологий в эту сферу.


Итак, при наличии выше озвученных факторов проведение тиражных стимулирующей лотереи возможно, но только с использованием оборудования, специально не изготовленного для этих целей и не оснащенного механическими, электрическими, электронными или иными техническими устройствами. К таковым можно отнести только лишь мешок, коробку, причем без какого-либо механизма перемешивания (иначе это можно будет признать уже лототроном!).


Также не стоит забывать о возможности проведения розыгрыша стимулирующей лотереи иным, не указанным в Законе о лотереях, способом: такая возможность предусмотрена пунктом 1 статьи 2 Закона о лотереях, и подтверждена Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-5319/05-АК от 03.06.2005 по делу № А40-7563/05-17-77 (ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» против Министерства финансов РФ). В качестве примера проведения стимулирующей лотереи «иным способом» можно привести осуществление розыгрыша с использованием в качестве факторов, определяющих выигрышные номера (например, полученных ранее тех же самых скретч-карт), сведения о показателях, которые должны иметь объективную природу и которые могут быть подтверждены каким-либо официальным органом, в частности, о температурном показателе в заранее определенном месте и время согласно данным Росгидрометеоцентра, о курсе доллара США (например, первые несколько цифр после запятой), установленный Центробанком РФ, и т. д. и т. п. Так, ничто не запрещает прописать в Условиях стимулирующей лотереи проведение розыгрыша, в результате которого выигравшим будет признан Участник, получивший в установленном Условиями стимулирующей лотереи порядке скретч-карту с номером, две последние цифры которого совпадают с температурным показателем в г. Москва в 15:00 по московскому времени согласно данным Росгидрометеоцентра.


Ну и, конечно же, никто не отменял понятия "бестиражная стимулирующая лотерея", которая в принципе может быть проведена только лишь с помощью каких-либо носителей, содержащих информацию о выигрыше (скретч-карты, всевозможные вкладыши в упаковку товара, крышки от бутылок с нанесенными на их внутреннюю сторону надписями, свидетельствующими о выигрыше и т. д. и т. п.).


Также немаловажным можно считать введение законодателем ограничения по количеству розыгрышей: проведение розыгрышей невозможно чаще, чем один раз в сутки.


И здесь опять-таки несложно проследить истинную цель законодателя - запрет на использование именно игорного оборудования, действующего под видом лотерейного, которое и предполагает проведение ежеминутных ежесекундных розыгрышей...


Подводя итог всему вышесказанному, не стоит забывать и о том, что согласно статье 2 рассматриваемого законопроекта те, кто направил Уведомление о проведении стимулирующей лотереи, сведения о которой были внесены уполномоченным органов в соответствующий реестр лотерей, смогут закончить проведение такой лотереи в срок до 31 декабря включительно.


Однако и здесь мы выходим на некоторую неопределенность: по истечении указанного срока проведение таких лотерей в принципе должно быть прекращено, или же будет некая процедура приведения механик таких лотереи в соответствие с требованиями обновленного Закона о лотереях, например, посредством внесения соответствующих изменений в зарегистрированные Условия стимулирующей лотереи??? На настоящий момент Закон о лотереях не предусматривает такой возможности...


Ответ на этот вопрос, полагаю, мы также сможем получить только после подписания рассматриваемого законопроекта Президентом Российской Федерации и по мере формирования применения уполномоченными государственными органами новой редакции Закона о лотереях.
 


-------------------------------------------------------------

© Литвин Валерия


Электронный журнал "Русские Лотереи", № 196 от 14.07.2010

При использовании текста указывать автора и давать активную гиперссылку на сайт www.rusloterei.ru
 

Смотрите также на нашем сайте:

Совет Федерации одобрил изменения к Закону "О лотереях" 
Президент подписал изменения к Закону "О лотереях"
Новые изменения к Закону «О лотереях» – больше вопросов, чем ответов
Статья "Непобедимые однорукие" Журнал «Деньги» № 31 (788) от 09.08.2010 с небольшим комментарием нашего руководителя

Обсудить эти изменения законодательства и задать вопрос юристу можно на форуме о стимулирующих лотереях

К списку статей

 

   
всё только о рекламных акциях с призами и розыгрышами
   
    © 2006 - 2017 Руслотереи info@rusloterei.ru
юридическая поддержка: "Деловой город (юриспруденция)"