+7 925 518-59-43

info@rusloterei.ru

наш канал:
youtube icon main В iOS 6 не будет приложения YouTube
Что такое стимулирующая лотерея?


Все чаще в рекламных роликах, в наружной рекламе или на упаковке товара можно встретить броские фразы типа «купи и выиграй». Это достаточно эффективный на сегодняшний день рекламный ход, однако далеко не каждый подозревает, что данная рекламная акция является стимулирующей лотереей, которая регулируется рядом законодательных актов:

Гражданский кодекс РФ. Глава 58.
Проведение игр и пари;
Федеральный закон «
О лотереях» (далее – Закон);
Федеральный закон «
О рекламе»;
КоАП РФ. Статья 14.27.
Нарушение законодательства о лотереях.

Так что же такое стимулирующая лотерея?

Для начала необходимо иметь представление: что такое вообще лотерея?

Лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи (далее – простая лотерея).

Отсюда вывод, что лотерея по отношению к другим мероприятиям обладает следующими признаками: (1) лотерея – это мероприятие, которое проводится в форме игры. Понятие «игры» действующим законодательством не определено, что предполагает его толкование в общеупотребительном смысле: игра – это деятельность, производимая ради сопряженного с ней удовольствия, независимо от полезной цели, противоположная работе и труду (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефронта).

Гражданский кодекс в статье 1063 конкретизирует вид игры, лежащий в основе лотереи: игра должна быть основана на риске (2), то есть лицо, участвующее в лотерее, сознательно пускается «на удачу», действует на свой страх и риск, подвергая право получения выигрыша воле случая (понятие «риск» также не растолковывается действующим законодательством, данная трактовка опирается на определение данного понятия в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля).

Следующим признаком лотереи является наличие призового фонда (3). Призовой фонд лотереи – это совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи.

Основной же отличительной чертой лотереи от других мероприятий, основанных на игре, является наличие розыгрыша призового фонда (4). Розыгрыш призового фонда лотереи – это процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей, и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши. Другими словами, при проведении розыгрыша призового фонда реализуется вышеуказанный принцип случайности, при котором определяются как сами победители, так и размер выигрыша, в случае разнородно сформированного призового фонда.


Стимулирующая же лотерея помимо всех вышеперечисленных признаков имеет еще один: участие в лотерее не связано с внесением платы, а призовой фонд формируется за счет средств организатора стимулирующей лотереи (5). Это особый вид лотереи, который направлен исключительно на стимулирование продаж товара или оказания услуг. Проще говоря, для того, чтобы стать участником лотереи, а соответственно претендовать на часть призового фонда, необходимо всего лишь приобрести тот или иной товар или услугу, а участие в лотерее предлагается в качестве бонуса за покупку товара.


Обобщая вышесказанное, стимулирующая лотерея имеет следующие признаки:
1. Мероприятие, проводимое в форме игры;
2. Игра должна быть основана на риске;
3. Наличие призового фонда, сформированного за счет средств организатора стимулирующей лотереи;
4. Розыгрыш призового фонда;
5. Участие в стимулирующей лотерее не связано с внесением платы.

Виды лотерей

Как простые, так и стимулирующие лотереи в зависимости от оснований делятся на различные виды.

В зависимости от организатора, лотереи могут быть государственными и негосударственными. Государственная лотерея – это лотерея, организатором которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. От имени Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. От имени субъекта Российской Федерации организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. От имени муниципального образования организатором негосударственной лотереи, проводимой на территории одного муниципального образования, может быть только уполномоченный орган местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не могут быть организаторами негосударственной лотереи, также организатором лотереи не могут быть физические лица и индивидуальные предприниматели.


В зависимости от способа розыгрыша призового фонда лотереи делятся на тиражные, бестиражные, комбинированные и иного вида.

Тиражная лотерея – это лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей. Пример простой тиражной лотереи – всем известное «Спортлото».

Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет. Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда лотереи. Пример простой тиражной лотереи - всем известное «Спортлото». В этой государственной лотерее, одной из немногих азартных игр в СССР, первый тираж которой состоялся 20 октября 1970 года, розыгрыши проводились еженедельно. Примером же бестиражной лотереи служит также не безызвестная лотерея 70ых «Спринт». Здесь не нужно ждать проведения очередного тиража, для определения выигрыша, достаточно развернуть купленный билет, выявить надпись внутри билета и сопоставить ее с реестром выигрышных и проигрышных надписей.


Что касается лотерей, проводимых иным способом, то в Законе "О Лотереях" прямого указания на данный вид не дано. Однако, 7 апреля 2005 года было вынесено первое решение по делу ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» (далее – Организатор) N А40-7563/05-17-77, согласно которому неправомерным является решение Министерства Финансов РФ (далее – МИНФИН РФ) о запрете проводить стимулирующую лотерею, на том основании, что Организатор не указал ни один из трех способов, указанных в п. 2 ст. 3 Закона. Решение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-5319/05-АК от 3 июня 2005 года по апелляционной жалобе МИНФИНа РФ было вынесено также не в пользу регистрирующего органа. Мотивацией таких решений явилось единство во мнении обоих судов, что как «бестиражная», так и «комбинированная» лотереи связаны с внесением платы за участие, в то время как Организатор намеревался проводить стимулирующую лотерею согласно п. 3 ст. 3 Закона, в которой призовой фонд формируется за счет средств самого Организатора, то есть участие в лотерее не связано с внесением платы. Тиражная лотерея согласно п. 2. ст. 3 Закона предусматривает распространение лотерейных билетов, в то время как № 5) ст. 2 Закона разъясняет, что лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией, но согласно п. 2 ст. 7 Закона наличие лотерейного билета не относится к обязательным нормативам стимулирующей лотереи, равно как и его защита от подделки. Соответственно, по мнению судов, планируя стимулирующую лотерею, Организатор не мог проводить ее ни одним из перечисленных способов. Вместе с тем, законом не запрещено проведение лотереи иным способом, не предусмотренным в п. 2 ст. 3 Закона. Данный вывод следует из смысла п. 1 ст. 2 Закона, согласно которому договор между организатором лотереи и ее участником оформляется выдачей не только лотерейного билета, но и других документов, в том числе квитанции, другого документа или иными предусмотренными условиями лотереи способами. Правомерность данной позиции была подтверждена также
Постановлением Федерального Арбитражного Суда Московского округа N КА-А40/9225-05 26 сентября 2005 года.


Таким образом, судебная власть воплотила в жизнь правовой принцип «гражданину дозволено все, что не запрещено законом», являющийся одним из основных признаков правого государства. Что касается регистрирующих органов, то они, к сожалению, пока этого принципа не придерживаются. Тем не менее, решение вынесено и с тех самых пор официально возможно проведение стимулирующей лотереи иным, не установленным Законом «О лотереях» способом, в случае, если лотерея не попадает под определение тиражной, бестиражной или комбинированной лотереи.


В зависимости же от территории проведения основными видами стимулирующей лотереи являются всероссийская, региональная и муниципальная лотереи. Всероссийская лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации. Региональная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного субъекта Российской Федерации. Муниципальная лотерея - лотерея, которая проводится на территории одного муниципального образования.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи

Для санкционированного проведения стимулирующей лотереи необходимо подать в уполномоченный орган уведомление о проведении стимулирующей лотереи в соответствии со статьей 7 Закона о лотереях. Таким образом, в отличие от простых лотерей, для правомерного проведения стимулирующей лотереи не нужно получать специального разрешения, взаимодействие с уполномоченным органом носит уведомительный характер. Само уведомление должно содержать указание на срок, способ, территорию проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.

При подаче уведомления о проведении стимулирующей лотереи необходимо приложить следующие документы:
· засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи (устав);
· условия стимулирующей лотереи;
· описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
· описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
· описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
· описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
· порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.


Самое трудоемкое из всего списка требуемых документов – это формирование условий проведения стимулирующей лотереи. В каждом отдельно взятом случае такие условия формируются для конкретной стимулирующей лотереи и являются по своей сути уникальными. Здесь должна быть подробно изложена формальная информация о планируемой лотерее, такая как: способ и территория проведения лотереи, информация об Организаторе и наименование лотереи. Также необходимо описать механику проведения лотереи: описание товара или услуги, с реализацией которых непосредственно связано проведения стимулирующей лотереи, условия участия, то есть какие фактические действия необходимо совершить лицу, чтобы стать участником проводимой стимулирующей лотереи, призовой фонд проводимой стимулирующей лотереи, а также способ его розыгрыша.

Способ розыгрыша призового фонда зависит от выбора конкретного вида лотереи: тиражной или бестиражной. Проведение розыгрыша бестиражной лотереи в соответствии со
статьей 19 Закона о лотереях состоит в выявлении нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков или знаков и в сопоставлении выявленной информации с условиями проводимой бестиражной стимулирующей лотереи. Поскольку, как уже выше было сказано, выигрышные билеты в данном случае определяются на стадии их изготовления, применение дополнительно лотерейного оборудования при розыгрыше призового фонда бестиражной лотереи не допускается.

При розыгрыше же призового фонда тиражной лотереи предусмотрено использование лотерейного оборудования. На сегодняшний день существуют два основных способа розыгрыша призового фонда тиражной лотереи в зависимости от используемого лотерейного оборудования: лотерейное оборудование в виде обычного механического лототрона или в виде электронной программы.

Также в условиях проведения стимулирующей лотереи указывается способ информирования участников о выигрышах, здесь пунктом 5
статьи 18 закона о лотереях установлена обязанность организатора лотереи публиковать итоги розыгрышей в средствах массовой информации в течение десяти дней со дня проведения каждого розыгрыша.

Еще одним обязательным пунктом условий является указания о способе вручения выигрышей, где определяется должен ли победитель приехать самостоятельно в указанное организатором место, в указанный срок и за свой счет, либо же выигрыши доставляются за счет и силами организатора.


Согласно пункту 3
статьи 7 Закона о лотереях, уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением вышеуказанных документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения соответствующей стимулирующей лотереи.

Но тут встает вопрос, а какой орган является уполномоченным регистрировать стимулирующие лотереи? Как простые, так и стимулирующие лотереи подлежат внесению в реестр лотерей, держателем которого является орган исполнительной власти, в зависимости от территории проведения той или иной лотереи.

Так, лотереи, проводимые на территории двух и более субъектов Российской федерации, вносятся в государственный реестр всероссийских лотерей, такие лотереи проводятся по правилам всероссийских лотерей, а уполномоченным органом в данном случае является Федеральная налоговая служба РФ.

Если же лотерея проводится в пределах одного субъекта Российской Федерации, то такие лотереи подлежат внесению в государственный реестр региональных лотерей, проводятся такие лотереи по правилам проведения региональных лотерей, а уполномоченными органами являются, в зависимости от субъекта, региональные департаменты, министерства или иные органы исполнительной власти. Уведомления о проведении стимулирующих лотерей, проводимых на территории города Москвы, например, следует направлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы, а лотерей, проводимых на территории Республики Татарстан в Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан.

Однако проводятся и такие стимулирующие лотереи, территория распространения которых ограничивается, например, одним торговым центром. Такие лотереи подлежат внесению в реестр муниципальных лотерей, который ведется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

После внесения уполномоченным органом стимулирующей лотереи в один из перечисленных реестров, организатору лотереи выдается выписка из соответствующего реестра, которая содержит дату внесения в реестр, организатора и наименование лотереи, а главное регистрационный номер, под которым лотерея была внесена в соответствующий реестр. Данная выписка является документальным подтверждением правомерности проведения указанной в ней стимулирующей лотереи, последующие внесения изменений в утвержденные условия не допускаются.


Однако орган исполнительной власти, в который было подано уведомление о проведении стимулирующей лотереи, в соответствии с пунктом 3
статьи 7 Закона о лотереях имеет право в пятнадцатидневный срок запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
1. Представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с Законом о лотереях;
2. Несоответствие представленных документов требованиям закона о лотереях;
3. Представление недостоверных сведений;
4. Наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.


В этой связи особенно важно обратить внимание на последнее и самое частое основание запрета проведения стимулирующей лотереи. Закон о лотереях включение в подаваемый пакет документов справки об отсутствии задолженности организатора по налогам и сборам оставляет на усмотрение организатора. Однако если справка не прилагается к подаваемому уведомлению или, если на момент поступления уведомления в уполномоченный орган срок ее выставления превышает 30 дней, то уполномоченный орган обязан направить запрос в территориальные налоговые инспекции по месту регистрации юридического лица, от имени которого планируется проведение стимулирующей лотереи, с вопросом о наличии такой задолженности.

Как показывает практика, ответы территориальных налоговых инспекций, во-первых, не всегда соответствуют действительности ввиду часто происходимых сбоях в компьютерных программах, во-вторых, пока фактически направляется уведомление, а уполномоченным органом делается такой запрос, территориальные налоговые инспекции могут начислить штраф за, например, не сданную декларацию, что в итоге приводит к негативным последствиям – запрете проведения стимулирующей лотереи.


Последствием такого запрета является направление уполномоченным органом, куда подавалось уведомление, в территориальную налоговую инспекцию запроса на предмет проверки проведения указанным юридическим лицом запрещенной симулирующей лотереи. Санкцией за проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления в соответствии с пунктом 1
статьи 14.27 Кодекса об Административных Правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.


После получения запрета проведения стимулирующей лотереи, в котором указанны основания такого запрета, у организатора есть три выхода из сложившейся ситуации. Первый выход: в соответствии с указанными основаниями запрета, скорректировать условия проведения лотереи и направить уведомление еще раз. Следует заметить, что пакет документов в этом случае нужно формировать полностью еще раз, а даты проведения стимулирующей лотереи изменять в соответствии с законом: не менее двадцати дней до начала лотереи на момент поступления пакета документов в уполномоченный орган.


Если же, по мнению организатора лотереи, основания запрета являются неправомерными, он вправе подать иск в арбитражный суд с ходатайством об отмене вынесенного уполномоченным органом запрета проведения лотереи. Недостатком данного пути являются, конечно же, процессуальные сроки, однако, когда решение является принципиальным для организатора, данный довод перестает быть помехой. Еще одним способом решения проблемы является избежание регистрации как таковой.

Как можно избежать регистрации проводимого мероприятия?

Статья 9 Закона о рекламе, кроме стимулирующих лотерей, упоминает такое стимулирующее мероприятие, как стимулирующий конкурс, и иные мероприятия, не подлежащие какой-либо регистрации.

Организация и проведения стимулирующего или публичного конкурса регулируется главой 57 Гражданского Кодекса РФ. Его отличительными чертами являются наличие задания и критериев оценки результатов, а также направленность конкурса согласно пункту 2 статьи 1057 на достижение каких-либо общественно полезных целей. Победители конкурса, в отличие от лотереи, определяются не методом случайного выбора, а по результатам анализа конкурсной комиссией представленных к рассмотрению работ. По отношению к проводимому конкурсу должны быть сформированы Правила проведения конкурса, которые служат защите прав обеих сторон и разъяснению их взаимных обязанностей, но не подлежат регистрации.


Если планируемое к проведению мероприятие не соответствует, по мнению организатора, ни признакам стимулирующей лотереи, ни признакам конкурса, то в данной ситуации теоретически возможно получение в уполномоченном органе разъяснения относительно представляемой механики проведения мероприятия. На данный момент таким органом согласно
Постановлению Правительства РФ от 05.07.2004 № 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях»» является Федеральная налоговая служба РФ. Однако на практике получить такие разъяснения пока достаточно проблематично, в силу нежелания государственных органов брать на себя дополнительные обязанности.


------------------------------------------------------------
© Александра Маллин, юрист ООО "Деловой Город (юриспруденция)"


Электронный журнал "Русские Лотереи" издание № 222 от 07.08.2009 года
При использовании текста указывать автора и давать активную ссылку на сайт
www.rusloterei.ru

К списку статей

 

   
всё только о рекламных акциях с призами и розыгрышами
   
    © 2006 - 2023 Руслотереи info@rusloterei.ru